logo
шпоры к госам

8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.

Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время государство само располагает временно свободными денежными средствами. В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита – государственный кредит.

Государственный кредит, как экономическая категория, выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство, как субъект экономических отношений выступает, соответственно, в роли заемщика, кредитора и гаранта.

Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, непосредственно влияют на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Все зависит от надежности заемщиков. Надежные заемщики, как правило, не приводят к дополнительным затратам гаранта. Однако государственные гарантии распространяются обычно на недостаточно надежных заемщиков поскольку они, в отличии от надежных заемщиков, не в состоянии самостоятельно привлечь средства на кредитном рынке, что влечет за собой рост расходов из централизованных денежных фондов, то есть бюджетных расходов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -– все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.

Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Контрольная функция государственного кредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей: а) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; б) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и платность получения средств; в) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. Контроль движения ссудного фонда осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денежных капиталов и занятость.

К основным задачам государственного кредита относятся: 1) финансирование бюджетного дефицита; 2) проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; 3) поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.

Правовые основы государственного кредита регулируются БК РФ (главами 14 «государственный и муниципальный долг» и 15 «Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, и долг иностранных государств перед РФ»)