logo
климов

11.2 Инвестиционная программа развития нефтеперерабатывающей промышленности

Необходимость инвестиционной программы развития нефтеперерабатывающей промышленности не вызывает сомнений. Однако трудно выполнить все требования, предъявляемые к нефтеперерабатывающей промышленности в развитых стран мира. Имеются в виду требования экологического характера, а не эксплуатационные (по бензинам: содержание ароматических углеводородов, бензола, олефинов, серы; по дизельным топливам: содержание серы, ароматических углеводородов, полициклических ароматических углеводородов). Вместо этого можно направить часть «экологических» инвестиций на повышение качества переработки нефти за счет внедрения деструктивных углубляющих процессов.

Основными инвесторами программы развития нефтеперерабатывающей промышленности должны выступить сами нефтяные компании, поскольку в настоящее время нефтяная промышленность в значительной степени находится в частной собственности. Государство в некоторой степени также стимулирует развитие нефтепереработки, устанавливая низкие или нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и увеличивая вывозные таможенные пошлины на нефть в зависимости от ее рыночной стоимости, что стимулирует нефтяные компании к увеличению объемов переработки нефти внутри страны.

Программу развития нефтеперерабатывающей промышленности следует подразделить на этапы, и лишь по мере реализации первоочередных задач можно намечать новые, более амбициозные.

Инвестиционная программа может развиваться следующим образом:

Таблица 13.

1. Подготовка

1. проектирование программы;

2. обеспечение законодательной базы;

3. создание организационной структуры;

4. решение ключевых финансовых задач.

2. Реализация

1. увеличение объема производства основных светлых нефтепродуктов;

2. достижение нового уровня глубины переработки;

3. строительство новых нефтеперерабатывающих заводов средней мощности (от 3 до 5 млн. т в год), имеющих такое географическое расположение, которое обеспечит резкое снижение дальности перевозки нефтепродуктов;

4. модернизация действующих заводов;

5. закрытие нескольких заводов в местах чрезмерно высокой концентрации нефтепродуктов.

3. Развитие

1. повышение экологических стандартов;

2. увеличение выработки нефтепродуктов на душу населения;

3. отказ от закупок оборудования при условии, что отечественное машиностроение сможет подготовиться к производству своего.

Таким образом, предполагается, что объем переработки нефти повысится за счет дополнительного строительства НПЗ средней мощности. С позиций сегодняшнего дня даже этот уровень будет свидетельствовать о серьезном прогрессе в развитии нефтеперерабатывающей промышленности. Правительство РФ, в свою очередь, должно выполнять соответствующие координирующие и стимулирующие функции.

Расчеты инвестиционной программы можно провести исходя из следующих данных: средняя продолжительность реконструкции одного НПЗ составляет примерно 3 года, а стоимость реконструкции в ценах 2007 года – 550 млн. долл. США, средняя продолжительность строительства составляет семь лет, а строительство нового НПЗ – 1,5 млрд. долл. США.

Очевидно, что существует множество вариантов, зависящих от распределения во времени капитальных затрат на реконструкцию (строительство). Задача сводится к выбору оптимального.

Реализация программного подхода к развитию нефтепереработки будет способствовать:

- углублению переработки нефти, что улучшит структуру вырабатываемых нефтепродуктов, т.е. увеличит выход более дорогих светлых нефтепродуктов;

- повышению стоимости корзины нефтепродуктов, получаемых из тонны нефти;

- изменению направленности экономических интересов нефтяных компаний, т.е. переориентировка на внутренний рынок нефти, поскольку национальная экономика заинтересована в таком развитии событий.

Эффективное осуществление программ подразумевает партнерство правительства и компаний, совместные инвестиции и сотрудничество. Государственно-корпоративное партнерство необходимо с точки зрения активизации развития нефтепереработки. Основное направление государственной поддержки может выражаться в форме долгосрочного кредитования проектов нового строительства под умеренные процентные ставки. Но если развитие нефтеперерабатывающей промышленности будет происходить только на основе частной инициативы, то процесс может затянуться на долгие годы, поскольку он требует крупных инвестиций.

Только при развитии государственно-корпоративных партнеров, государство может реально влиять на эффективность размещения новых НПЗ по территории России. Напротив, если процесс размещения будет развиваться стихийно, то не исключено, что может повториться ситуация строительства нескольких заводов в одном месте.

Государство через рычаги долгосрочного кредитования может влиять и на оптимальные размеры новых НПЗ, в частности, побуждать нефтяные компании строить их мощностью 3-5 млн. т в год. Оно может воздействовать на то, чтобы компании закрыли несколько наименее эффективных заводов (например, через частичную компенсацию потерь и принятие на себя социальных издержек, возникающих в этом случае).

ТЭК России в целом, находится на переломном этапе. Вывести его на новый уровень развития может переход к новой организационной структуре и продуманная государственная политика. Одним из вариантов организационной структуры может быть описанное выше государственно-корпоративное сотрудничество (когда адекватная оценка перспектив и рисков ведет к распределению этих рисков между государством и бизнесом).

Другим организационным решением может послужить опыт химических парков, наиболее распространенных в Германии и Китае. Их идея заключается в создании производства полного цикла в одном месте. Такие структуры могут работать за счет эффекта синергии, учитывая, что отходы или побочные продукты одного предприятия являются сырьем для другого.

Также следует обратить внимание и на кластерный подход, предполагающий косвенное воздействие на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса. Данный подход (также как и «химпарки») основывается на учете положительных синергетических эффектов, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала. Все рассматривается во взаимосвязи.

За последние 10 лет инвестиции в российскую нефтепереработку осуществлялись крайне медленно, что объяснялось низкой глубиной переработки и малой эффективностью вложений. Однако необходимость масштабных вложений очевидна, и в модернизацию промышленности, и в инвестиционную программу национального масштаба, в рамках которой нефтяные компании при определенном участии государства (как инициатора и координатора программы) смогли бы осуществить переход к эффективной нефтепереработке.