101. Основные принципы законодательства об экономической несостоятельности в Республике Беларусь, процедуры банкротства.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 12 февраля 2001 года.
Принципы:
1)Приоритетность санации и мирового соглашения между должником и кредитором
2)наличие института антикризисного управления на всех стадиях
3)система гарантий от злоупотребления со стороны должника и кредитора
4)наличие гарантий со стороны государства по отношению к работникам должника
5)четкое определение сторон и лиц, участвующих в процедуре банкротства
6)широкая гласность суд.процесса
Подать заявление в хоз.суд о банкротстве имеют право: прокурор, комитет по санации и банкротству, должник, налоговые органы, кредиторы.
Существует 3 процедуры рассмотрения дела:
1.Защитный период
2.Конкурсное производство (санация, ликвидация)
3.мировое соглашение
Процедура защитного периода в РБ – с момента приема заявления до 3 лет (Указ 508 от 12.11.03 «о некоторых вопросах экон.несостоятельности(банкротстве)»
102. Защитный период – процедура банкротства, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
Осущ. с момента приема заявления (Указ 508 от 12.11.03 о некоторых вопросах экон.несостоятельности). До 3 месяцев
При введении защитного периода назначается временный управляющий, а также указывается дата рассм-ия хоз. судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.
Цель - сохранение имущества должника
Основные задачи:
1)оздоровление финн.состояния пред-тия
2)выявление возможного ложного фиктивного банкротства выполняется временным упр-щим (назначает хоз.суд)
3)назначение временного управляющего хоз.судом
103. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая в целях соразмерного удовл-я требований кредиторов. Срок конкурсного производства — до 6 месяцев.
Цели:
1)поиск и аккумулирование имущества должника
2)ликвидация организации
3)соразмерное удовлетворение требований кредиторов
Конкурсное производство назначается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или иные процедуры банкротства не дали результата. С момента ввода конкурсного производства должник называется банкротом.
При конк.произ-ве происходит максимальное удовл-ие требований кредиторов, но в длит.периоде (приоритет на сохр.пред-тия, Указ 508)
Срок конк.произ-ва:
16месяцев – для ликвидации
22мес – для санации
Конкур.произ-во:
1)руководитель должен отстраниться
2)назначается управляющий
3)органы управ-я должника передают все док-ты управляющему в теч.3 дней; приостанавливается начисление %, неустойки, любых экон.санкций
4) мораторий на удовл-ие требований кредиторов по обязательствам должника
5)наложение ареста на имущество должника рассм-ся только хоз.судом
104. Санация- процедура конкурсного произв-ва, при ктр может происходить переход права собственности, реструктуризация, реорганизация, изменение договорных и иных обязательств или оказание финн. поддержки должнику..
Санация проводится для восстановления платежесп-ти должника и урегулирования его взаимоотношений с кредиторами в установленные сроки . Решение выносится на основе решения хоз.суда или собрания кредиторов.
Принципы реализации:
1.Ликвидация кредит.задолжности
2.Субсидирование должника
3.Продажа пред-тия.
Меры по санации:
1)Ликвидация кредит.задолжности
2) Субсидирование должника
3)Предоставление должнику финн.помощи из спец.фонда при комитете по манации и банкр-ву (сейчас его уже нет)
4)Перепрофил-е произв-ва
5)Закрытие нерентабельных произв-в
6)Продажа части имущества должника (чаще всего акции, неисп.оборотные ср-ва)
7)Уступка требований должника
8)Предоставление должнику субсидий, дотаций
9)Продажа предприятия
Макроэк.последствия: Существует практика разрешения на слияние конкурирующих между собой компаний, но может быть получен тогда, когда одна из них находится на грани банкротства, но имеет значительное народнохозяйственное значение. Но в мировой практике этот метод используется редко,т.к предоставление разрешения на монопольные образования вызывает негативные микро-и макроэкономические последствия, в частности антирыночные эффекты стратегического характера. Поэтому прибегать к нему можно лишь тогда, когда предприятия докажут, что в результате их слияния будет наиболее полно использован эффект масштабности, значительно снизится себестоимость продукции и существенно возрастут ее качественные параметры. Слияние возможно лишь тогда, когда будет доказано положительное сальдо между народнохозяйственной выгодой и отрицательными - последствиями.
105. Ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, в целях ликвидации должника– юр. лица или прекращения деят-ти должника – индивид. предприн-ля и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Ст. 1 Закона РБ № 423-З "Об эк. несостоятельности (банкротстве)".
Цель: реализация имущества должника и направление полученных средств на удовл.требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов.
ЛП осущ. ликвидационным управ-щим, назначенным хоз.судом. по представлению собрания кредиторов или гос.органа по делам о банкротстве. Срок ЛП – 1 год, но может быть продлен хоз.судом.
106. Мировое соглашение– это соглашение между должником и его конкурсными кредиторами об урегулировании между ними отношений долга путем реструктуризации долгов (отсрочки выплаты по долгам, скидки с долгов и т.п.). Утвержд. хоз.судом.
Произв-ся на любой стадии процесса погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Признается недействительным, если:
1)содержит условия, предусм-щие для отдельных кредиторов преимущества или ущемление прав др кредиторов;
2)его выполнение может вновь привести должника к банкротству;
3)содержит основания, предусм-ные закон-вом для недейств-ти сделок в т.ч, если заключенное МС ничтожно как противоречащее интересам государства.
Допускается также расторжение МС хоз. судом.
Цели:
1)изъятие из гражданского оборота субъектов, не способных функцион-ть, принося прибыль и исполнять свои обязательства перед контрагентами. Закон призван осуществить ликвидацию таких юр. лиц быстро и с соблюдением баланса интересов как должника, так и кредиторов и гос-ва.
2)закон должен помочь восст-нию финн. положения должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительным финн. потенциалом.
- Эконом преобр-ния в с-ме трансформационных процессов в об-ве.
- Основы системных преобразований экономики, функции, основные направления.
- Проблемы формирования рыночной экономики. Целевые ориентиры процесса.
- 4.Определение понятий «структура экономики», «структурные преобразования», «промышленная политика», их взаимосвязь.
- 5. Механизм структурных преобразований. Основные задачи структурной политики.
- 6. Условия и предпосылки системной трансформации экономики Республики Беларусь.
- 7.Законодательные основы системы государственного прогнозирования развития экономики страны.
- 8. Понятия экологического императива и императива устойчивого роста.
- 9. Принципы периодизации структурных преобразований.
- 10.Этапы переходного периода в Беларуси, основные тенденции формирования рыночных институтов.
- 11.Концепция промышленной политики в Республике Беларусь. Социально-экономические предпосылки формирования, цель, задачи, основные механизмы реализации основных направлений.
- 12. Понятие отношений собственности, функций владения пользования и распоряжения. Субъект и объект собственности.
- 13.Реструктуризация отношений собственности как инструмент структурных преобразований системы отношений.
- 14.Концепция реструктуризации отношений собственности в промышленности Республики Беларусь, цель, критерий, механизм реализации.
- 15.Соотношение понятий «реорганизация» и «реструктуризация».
- 16.Опыт реструктуризации отношений собственности постсоциалистических стран. Два типа переходной экономики.
- 17. Принципы периодизации. Основные способы разных этапов. Экономические результаты структурных преобразований.
- 18.Основные характеристики структурных изменений экономики республики. Межотраслевые сдвиги.
- 19. Тенденции реструктуризации отношений собственности в Республике Беларусь. Этапы реструктуризации отношений собственности. Принципы периодизации.
- 20. Приоритеты реструктуризации отношений собственности в промышленности республики.
- 29. Два типа аукциона. Продажа методом повышения начальной цены; продажа методом понижения начальной цены.
- 30. Особенности оплаты объектов, проданных на аукционе по конкурсу: для арендных предприятий, сельхозпоизводителей, работников приватизируемых предприятий.
- 33.Возмездные способы доверительного управления имуществом.
- 1. Аренда
- 2. Концессия
- 3. Доверительное управление
- 34. Аренда с правом выкупа; понятие, преимущества и недостатки, практика применения в экономике.
- 35. Финансовая аренда (лизинг). Оперативный и финансовый лизинг: понятия, условия осуществления.
- 36. Отличия лизинга от аренды предприятия как имущественного комплекса.
- 38. Зарубежный опыт концессионных отношений в постсоциалистических странах.
- 39. Отношения концессии в Республике Беларусь. Субъекты, объекты отношений; виды концессионных договоров.
- 40. Основные принципы доверительного управления акциями в условиях переходного периода Республики Беларусь. Объекты договора доверительного управления акциями, принадлежащих госслужащим.
- Принципы доверительного управления
- 41. Траст как форма доверительного управления ценными бумагами. Сущность понятия, субъекты отношений.
- 42. Перспективы применения траста в отечественной практике.
- 43. Траст как форма доверительного управления в экономиках развитых стран. Понятие, субъекты отношений, практическое значение.
- 44. Залоговые отношения, ипотека. Понятие, сущность, предмет залога в практике различных стран.
- 45. Залог государственной собственности в Республике Беларусь. Институциональные основы залоговых отношений, ипотека.
- 46. Виды залога. Участники отношений, предмет залога.
- 47. Сравнительный анализ ипотеки как залога недвижимости в Республике Беларусь и зарубежных странах.
- 48. Регламент оформления ипотечного кредита.
- 49. Оценка стоимости имущества. Основные понятия, развитие нормативной базы по оценке, методы.
- 50. Факторы, влияющие на оценку стоимости; основные принципы оценки стоимости.
- 51. Основные подходы и методы оценки стоимости имущества предприятий.
- 52. Затратный подход. Метод расчета ликвидационной стоимости. Цель, принципы, объекты.
- 53. Доходный подход: сущность, объекты, принципы расчета.
- 54.Сравнительный подход. Преимущества, этапы осуществления.
- 63. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие):
- 68. Виды хозяйственных обществ. Условия создания, регистрации, ликвидации.
- 64. Создание оао в процессе преобразования государственного предприятия. Задачи комиссии по преобразованию предприятия, ее функции.
- 65. Порядок создания оао в процессе преобразования государственных предприятий
- 66. Экономическая целесообразность участия государства в структуре капитала преобразованного предприятия
- 67. Формы хозяйственного товарищества. Принципы формирования, участники полных и командных товариществ
- 68. Виды хозяйственных обществ. Условия создания, регистрации, ликвидации
- 70. Эффект синергизма. Понятие, формы проявления
- 71. Стратегии интеграции. Формирование корпоративных структур в рамках вертикальной и горизонтальной интеграции.
- 72. Типы корпоративных структур
- 73. Внутрихозяйственные связи корпоративных организаций. Основные цели и принципы реализации
- 74. Виды корпоративных отношений. Основные участники внутрикорпоративных и межкорпоративных отношений в объединении юридических лиц
- 73. Внутрихозяйственные связи корпоративных организаций. Основные цели и принципы реализации.
- 75. Финансово-промышленные группы в рыночной экономике. Понятие, структура.
- 76. Формы кооперации корпоративных структур в рыночной экономике.
- 77. Холдинг. Понятие, виды, условия формирования.
- 3 Типа холдинга:
- 78. Общие принципы построения и реализации отношений участников холдинга.
- 79. Практика внутрихозяйственных объединений юридических лиц
- 81. Способы формирования холдинга. Мировая практика.
- 3 Типа холдинговых компаний:
- 82. Кластеры. Понятие и принципы практической реализации.
- 83. Методы корпоративного управления в практике зарубежных стран.
- 84. Принципы диверсификации компаний в условиях глобализации.
- 85. Современные тенденции процессов слияния и поглощения.
- 86. Основные предпосылки формирования корпоративных структур в условиях структурных преобразований экономики республики.
- 87. Институциональные основы, условия, принципы, формирования корпоративных отношений в Республике Беларусь (концернов, холдингов, фпг).
- 88. Типы корпоративных объединений в Республике Беларусь.
- 89. Механизм и основные подходы объединения предприятий и организаций в корпоративные структуры.
- 90. Принципы образования концернов в Республике Беларусь. Отечественный опыт и институциональные условия.
- 91. Холдинг, его типы, проблемы формирования.
- 3 Типа холдинга:
- 92.Условия создания, государственной регистрации деятельности и ликвидации фпг в Республике Беларусь.
- 93. Договор о создании финансово-промышленной группы. Значение, содержание.
- 98. Особенности статуса должника при банкротстве:
- 101. Основные принципы законодательства об экономической несостоятельности в Республике Беларусь, процедуры банкротства.
- 107. Экономич несостоятельность градообразующих организаций. Понятие, принципы реализации, соц-экономич аспекты обязательств в условиях конкурсного пр-ва
- 108. Анализ и оценка платежеспособн предпр-я. Критерии удовлетворит стр-ры баланса
- 109. Процедуры реструктуризации для неплатежеспособных предприятий и устойчиво неплатежеспособных (потенциальных банкротов)
- 110. Основные проблемы в практике применения законодательства, регулирующего отношения экономической несостоятельности в рб
- 112. Основные принципы защиты финансовых интересов субъекта хозяйствования от банкротства
- 114. Пии, особенности, пути реализации.
- 115.Значение и формы гос.Инвестиций
- 116. Кредитные ин.Инвестиции. Значение кредитного рейтинга страны.
- 117. Значение портфельных инвестиций для структурных преобразований эк-ки.
- 118.Совместные предприятия как форма реализации ин.Инвестиций.
- 119.Инвестиционная политика гос-ва. Цели, задачи, методы регулирования.
- 121. Источники финансир.Приватизации в рб.
- 122. Социальный императив: сущность, содержание
- 123. Уровень и качество жизни населения. Основные индикаторы
- 124. Проблема социальной справедливости и реформирование отношений собственности