logo
шпоры к госам

39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.

Бюджетное право – это совокупность юр норм, регулирующих бюд устройство страны и бюд процесс, т.е 1)порядок бюд планирования, рассмотрения, утверждения и исполнения всех бюджетов, входящих в бюд систему гос-ва, а также 2)компетенцию всех органов власти в бюд сфере. Бюд право – составная часть финансового права.

Норма бюд права - установленное гос-вом строго определенное правило поведения в бюд отношениях, закрепляющее юр права и обяз-ти их участников. Нормы призваны рег-ть действия бюд процесса, и в зависимости от способа воздействия на них различают: 1)обязывающие, 2)запрещающие и 3)уполномочивающие нормы.

Нормы российского бюд права устанавливают: бюд устройство РФ, состав бюд системы РФ, роль и компетенцию каждого звена бюд системы РФ, перечень дох каждого звена бюд системы и порядок их формир-я, бюд полномочия органов власти всех уровней.

Бюджетный механизм - составная часть фин механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Б.м. используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюдж. отношений, методы мобилизации бюдж. средств, условия и принципы их расходования и через величину бюдж. средств, мобилизуемых и используемых гос-вом, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономич. содержания разных групп бюдж. отношений в структуре Б.м. выделяют три звена: 1)механизм мобилизации ден. средств в фед, регион и местн бюд-ты; 2)механизм расходования бюдж. средств путем их предоставления юр. и физич. лицам; 3)механизм межбюд распред-я и перераспред-я фин ресурсов.

В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюдж. расходов, доходов и поступлений. Так, 1)элементами звена мобилизации ден. средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физич. лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву, и др.); 2)звена предоставления бюдж. средств - конкретные виды бюдж. расходов [на содержание аппарата управления, на федер. (регион., муницип.) целевые программы, на погашение гос. (муницип.) долга и т.д.]; 3)звена межбюд распред-я и перераспред-я фин. ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюд распред-я и перераспред-я финанс. ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).

В структуре Б.м. могут выделяться также отд. блоки, что обусловлено функцион. особенностями управления бюдж. отношениями. При функционально-управленческом подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки: 1)бюджетного планир-я и бюд прогнозир-я; 2)исполнения бюджета; 3)бюджетного контроля и т.д.