logo
шпоры луковцева с 1-61

33.Виды финансового контроля

По субъекту контроля

1.Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти

2.Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации

Основные задачи данного контроля:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

3.Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.

Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

По срокам выполнения

Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).

Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.

Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

По источнику финансирования

Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.

Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.

Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

 

34.Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

К основным методам финансового контроля относятся:

1) наблюдение;

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организа­ции, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов.

2) проверка; осуществляется непосред­ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет­ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины

и определяются меры по их устранению. Проверка является еди­ничным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на опреде­ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про­верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий­ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».Результаты проверки оформляются специальным актом, с кото­рым ознакомляют руководителя организации. По результатам про­верки могут применяться различные меры воздействия дисципли­нарного, материального, административного и иного характера.

3) обследование;

Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко­номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бух­

галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан­кетирования, инспекции на месте и т.д.

4) анализ;

Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь­ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер­ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи­талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя ста­ тистические и экономико-математические аналитические приемы:

сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный,табличный и графический методы, построение экономико-мате­матических моделей на базе расчетных коэффициентов

5) ревизия;

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и факти­ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо­зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,

правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности,а также законности действий руководителя и главного бухгалтера(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством возложена ответственность за их осуществление.Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­зяйственной деятельности организации по следующим направле­ниям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации

учредительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­ных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде­ния бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд­жетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными ак­тивами;

8) операции, связанные с инвестициями;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими

лицами и др.

6) аудит.

Новым для России методом финансового контроля являетсяаудит, который за последние десять лет получил широкое рас­

пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор­ской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведе­ния, передачи прав организации на представление своих интере­сов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отме­тить, что обязательный аудит — это независимая финансовая про­верка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финан­совой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать

любые направления и сферы деятельности, которые определяют­ся договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обя­зательный и добровольный предполагает его широкое примене­ние. Обязательный аудит — это ежегодная обязательная (в силутребований закона) проверка. В соответствии с Федеральным за­