1.1. Содержание налогов, налоговая политика
Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в определенной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом.
Налоги - важная экономическая категория. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.п. Чем совершеннее государство, чем шире круг задач, стоящих перед государственным аппаратом, тем больше денежных ресурсов мобилизуется с целью формирования денежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций.
Однако налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это прежде всего совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе перераспределения совокупного дохода общества с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение: «Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента»1.
1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрайт, 1999. - С. 119
В развитие этого определения следует привести понятие налога, данное в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязанностей по уплате налога. Второй признак - смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью, т.е. уплаченная сумма налога никогда не возвращается субъекту налога. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются, т.е. это нецелевые отношения, что отличает их от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий и выдачу разрешений (лицензий).
Для решения общегосударственных задач налоговая система должна подчиняться классическим принципам налогообложения, выработанным А. Смитом:
« - Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...
Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.
Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.
Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства»1.
Можно с уверенностью сказать, что эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Нарушение их приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьезному расслоению общества.
Основу налогообложения составляют элементы налога. Основными их них являются:
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1962.-Т. 5. - С. 25.
М.: Госкомиздат,
Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога в бюджетный фонд.
Объект обложения - доход, земельная рента, добавленная стоимость, имущество и т.п., облагаемые налогом.
Источник налога - доход налогоплательщика, из которого вносится оклад налога.
Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляет налогооблагаемую базу.
Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Оклад налога - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени.
Налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: это и понижение ставок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы.
Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки уплаты его в бюджет (один раз в месяц, ежеквартально, один раз в год).
Налоговая санкция - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Главной функцией является фискальная, обеспечивающая формирование доходной базы бюджетного фонда государства. Так, в 2007 г. и 2008 г. доходная часть федерального бюджета РФ на 94,3% была сформирована за счет налоговых платежей (с учетом ввозных и вывозных таможенных пошлин); в 2009 г. - на 94,7% (прогноз), в 2010 г. - на 99% (прогноз). Такой уровень налоговых поступлений характерен для всех государств, формируя от 80 до 95% доходов их бюджетов. Это свидетельство большой фискальной значимости налогов. Однако следует говорить не о снижении фискальной значимости налогов, а о снижении налогового бремени и расширении налоговой базы.
Уровень налогового бремени в международной статистике определяется показателем удельного веса налоговых поступлений в ВВП. В середине 90-х гг. доля налоговых доходов в ВВП (с учетом социальных отчислений) составила в странах ЕС - 40,8%; в США - 29,8%; в Швеции - 55,3%.
В России в эти же годы на начальном этапе становления налоговой системы доля налоговых доходов в ВВП составляла 40%. В дальнейшем происходило ее снижение: в 2004 г. этот показатель равнялся 35,%; в 2005 г. и 2006 г. - 36,9%. В основных направлениях налоговой политики на плановый период 2010-2011гг. предусмотрено снижение налогового бремени до 30% ВВП.
На определенном этапе развития, когда государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, проявляется регулирующая функция налогов. Эта функция реализуется через проведение целенаправленной налоговой политики, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, решения социальных задач путем применения льготных режимов налогообложения, предоставления налоговых льгот, снижения ставок налогов. Налоги должны быть важным инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство должно создать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.
Важное место в познании налогов занимает их классификация, т.е. группировка налогов по различным признакам. Классификация имеет и практическое применение, так как дает возможность для проведения необходимых аналитических расчетов, составления отчетности и т.д.
Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. В основе этого лежит признак перелагаемое™ налогов, т.е. теоретическая возможность переложения налога с номинального плательщика на конечного потребителя. Это характерно для косвенных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость.
Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя) и не могут быть переложены на кого-либо путем увеличения продажной цены товаров. Прямыми являются налог на прибыль, доход, налог на имущество и др.
Соотношение между прямыми и косвенными налогами зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Т.е. чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги.
В налоговых доходах федерального бюджета РФ косвенные налоги весьма значимы.
Так, в доходах федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость (основного косвенного налога) характеризуется следующими показателями: 2007 г. - 29,7%; 2008 г. (оценка) - 34%; 2009 г. (прогноз) -40,5%; 2010 г.-32% (прогноз).
Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими лицами и физическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на прибыль (доход), налог на землю и др. По принадлежности к уровням управления и власти налоги делятся на федеральные, субъектов Российской Федерации и местные.
Важным классификационным признаком является отражение полноты прав использования налогов, входящих в налоговую систему РФ. Налоги различаются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные - это налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долгосрочной основе поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие налоги представляют собой налоги, используемые для регулирования доходной базы нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Возможно применение и других классификационных признаков при группировке налогов (см. рис. 1.1).
Классификационные признаки
Субъект | Объект об- | Вид | Способ | Источник | Назна- | При- | Право | Возмож- |
налога | ложения | ставки | обложения | уплаты | чение | надлежность к уровням власти и управления | использования сумм налоговых поступлений | ность переложения |
- Фи- | - Опера- | - Про- | - Када- | - Вы- | - Об- | - Феде- | - Закре- | -Прямые |
зиче- | ции по | порци- | стро- | ручка от | щие | раль- | пленные | - косвен- |
ские | реализа- | ональ- | вый | продаж | - це- | ные | - регу- | ные |
лица | ции | ные | - дек- | - себе- | левые |
| лирую- |
|
- юри- | - имуще- | - про- | лара- | стои- |
| - реги- | щие |
|
диче- | ство | грес- | цион- | мость |
| ональ- |
|
|
ские | - прибыль | сивные | ный | - зара- |
| ные |
|
|
лица | - стои- | - рег- | - у ис- | ботная |
| - мест- |
|
|
| мость | рессив- | точни- | плата |
| ные |
|
|
| реализо- | ные | ка вы- | - инди- |
|
|
|
|
| ванной | - твер- | платы | виду- |
|
|
|
|
| продук- | дые | дохода | альный |
|
|
|
|
| ции |
|
| доход |
|
|
|
|
| - доход |
|
| - при- |
|
|
|
|
Любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др. Одними из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.
Рис. 1.1. Классификация налогов
| - средство потребления |
|
| быль |
|
|
|
|
Налоговая политика государства - это косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.
Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении государства финансовыми ресурсами, создании условий для регулирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходах населения.
В настоящее время налоговая политика ведущих стран с развитой экономикой опирается на теоретические постулаты экономики предложения, рациональным зерном которой является предложение борьбы с кризисными явлениями в экономике (инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост «теневой» экономики) путем радикального снижения предельных ставок налогов. Это должно способствовать усилению стимула к производственной деятельности, расширению налоговой базы плательщиков, что в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет.
Кроме снижения налоговых ставок экономика предложений ориентирована на замену кейнсианской концепции налогообложения, основанной на активной фискальной политике государства, неоклассической концепцией налоговой нейтральности, в основе которой лежит не прямое, а косвенное воздействие государства на экономику. Т.е. налоги должны быть не бременем для налогоплательщиков, а одним из стимулов развития национальной экономики.
Низкие налоговые ставки, преобладание регулирующей роли налогов должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что приведет к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, увеличению потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это будет способст
вовать увеличению государственных доходов, что ограничит необходимость государства вмешиваться в эффективные сектора экономики; сдерживанию роста цен и инфляции; переходу «теневой» экономики в легальную.
Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения, что характеризует качество налоговой политики.
Вводя налоги, государство преследует следующие цели:
Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения, что достигается путем стимулирования или сдерживания их темпов, усиления или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов.
Рассматривая направления налоговой политики государства, можно выделить три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. В настоящее время для России более характерен второй тип налоговой политики.
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм (налоговое законодательство), методов и инструментов управления налогообложением.
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты, и в частности такие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, ставки, льготы, сроки уплаты, санкции. Для продуманной налоговой по-
литики самым важным является определение оптимального размера налогового бремени. В перспективе (2009-2011 гг.) приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики заключаются в создании эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. Целями налоговой политики на данный период времени являются:
отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
унификация налоговых ставок;
пересмотр налоговых льгот;
интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Будет продолжено совершенствование налоговой системы по линии администрирования (подходы к проведению налоговых проверок, повышение уровня информационного обеспечения, в том числе и между налоговыми, таможенными и правоохранительными органами). Основные направления развития налоговой политики таковы:
контроль для трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;
совершенствование НДС;
индексация акцизных ставок;
совершенствование налогообложения юридических и физических лиц при свершении сделок с ценными бумагами, а также налогов на имущество и на добычу полезных ископаемых;
международное сотрудничество, интеграция в международные организации, реализация концессионных соглашений, информационный обмен.
Ряд мер для осуществления данных направлений уже реализуется с принятием изменений в налоговом законодательстве, которые вступили в силу в 2010 г., 2011 г.
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год утверждением бюджета страны. Реализация налоговой политики оформляется принятием соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5