logo
Налоги и налогообложение-лекции (1)

1.1. Содержание налогов, налоговая политика

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в определенной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом.

Налоги - важная экономическая категория. Они исторически связа­ны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударст­венных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.п. Чем совершеннее госу­дарство, чем шире круг задач, стоящих перед государственным аппаратом, тем больше денежных ресурсов мобилизуется с целью формирования де­нежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций.

Однако налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это прежде всего совокупность финансовых отношений, которые складыва­ются в процессе перераспределения совокупного дохода общества с целью создания общегосударственного фонда для финансирования обществен­ных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение: «Налоги - императивные денеж­ные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента»1.

1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрайт, 1999. - С. 119

В развитие этого определения следует привести понятие налога, данное в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и муниципальных образований.

Первый сущностный признак налога - императивность. Импера­тивность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязанностей по уплате нало­га. Второй признак - смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме пере­ходит в государственную. Любая налоговая система, представленная от­дельными видами налогов, отличается безвозвратностью, т.е. уплаченная сумма налога никогда не возвращается субъекту налога. Поступая в бюд­жетный фонд, налоги обезличиваются, т.е. это нецелевые отношения, что отличает их от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взи­маемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государствен­ными органами, органами местного самоуправления и другими уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых дейст­вий и выдачу разрешений (лицензий).

Для решения общегосударственных задач налоговая система должна подчиняться классическим принципам налогообложения, выработанным А. Смитом:

« - Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...

Можно с уверенностью сказать, что эти принципы приобрели осо­бую актуальность в настоящее время. Нарушение их приводит к обреме­нительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьез­ному расслоению общества.

Основу налогообложения составляют элементы налога. Основными их них являются:

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1962.-Т. 5. - С. 25.

М.: Госкомиздат,

Сущность налогов проявляется в их функциях. Главной функцией является фискальная, обеспечивающая формирование доходной базы бюджетного фонда государства. Так, в 2007 г. и 2008 г. доходная часть федерального бюджета РФ на 94,3% была сформирована за счет налого­вых платежей (с учетом ввозных и вывозных таможенных пошлин); в 2009 г. - на 94,7% (прогноз), в 2010 г. - на 99% (прогноз). Такой уровень налоговых поступлений характерен для всех государств, формируя от 80 до 95% доходов их бюджетов. Это свидетельство большой фискальной значимости налогов. Однако следует говорить не о снижении фискальной значимости налогов, а о снижении налогового бремени и расширении на­логовой базы.

Уровень налогового бремени в международной статистике определя­ется показателем удельного веса налоговых поступлений в ВВП. В середи­не 90-х гг. доля налоговых доходов в ВВП (с учетом социальных отчисле­ний) составила в странах ЕС - 40,8%; в США - 29,8%; в Швеции - 55,3%.

В России в эти же годы на начальном этапе становления налоговой системы доля налоговых доходов в ВВП составляла 40%. В дальнейшем происходило ее снижение: в 2004 г. этот показатель равнялся 35,%; в 2005 г. и 2006 г. - 36,9%. В основных направлениях налоговой политики на плановый период 2010-2011гг. предусмотрено снижение налогового бремени до 30% ВВП.

На определенном этапе развития, когда государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, проявляется ре­гулирующая функция налогов. Эта функция реализуется через проведение целенаправленной налоговой политики, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, реше­ния социальных задач путем применения льготных режимов налогообло­жения, предоставления налоговых льгот, снижения ставок налогов. Нало­ги должны быть важным инструментом, способствующим антициклично­сти в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регу­лирования государство должно создать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.

Важное место в познании налогов занимает их классификация, т.е. группировка налогов по различным признакам. Классификация имеет и практическое применение, так как дает возможность для проведения не­обходимых аналитических расчетов, составления отчетности и т.д.

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. В основе этого лежит признак перела­гаемое™ налогов, т.е. теоретическая возможность переложения налога с номинального плательщика на конечного потребителя. Это характерно для косвенных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. К кос­венным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость.

Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (произво­дителя) и не могут быть переложены на кого-либо путем увеличения про­дажной цены товаров. Прямыми являются налог на прибыль, доход, налог на имущество и др.

Соотношение между прямыми и косвенными налогами зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период эконо­мических кризисов происходит рост косвенных налогов. Т.е. чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги.

В налоговых доходах федерального бюджета РФ косвенные налоги весьма значимы.

Так, в доходах федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость (основного косвенного налога) характеризуется следующими показателями: 2007 г. - 29,7%; 2008 г. (оценка) - 34%; 2009 г. (прогноз) -40,5%; 2010 г.-32% (прогноз).

Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими лицами и физическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: нало­ги на имущество, налог на прибыль (доход), налог на землю и др. По при­надлежности к уровням управления и власти налоги делятся на федераль­ные, субъектов Российской Федерации и местные.

Важным классификационным признаком является отражение полно­ты прав использования налогов, входящих в налоговую систему РФ. На­логи различаются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные - это налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долгосрочной основе поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие налоги представляют собой налоги, используемые для регулирования доходной базы нижестоящих бюджетов в виде про­центных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Возможно при­менение и других классификационных признаков при группировке нало­гов (см. рис. 1.1).

Классификационные признаки

Субъект

Объект об-

Вид

Способ

Источник

Назна-

При-

Право

Возмож-

налога

ложения

ставки

обложе­ния

уплаты

чение

надлеж­ность к уровням власти и управ­ления

использо­вания сумм на­логовых поступле­ний

ность пе­реложения

- Фи-

- Опера-

- Про-

- Када-

- Вы-

- Об-

- Феде-

- Закре-

-Прямые

зиче-

ции по

порци-

стро-

ручка от

щие

раль-

пленные

- косвен-

ские

реализа-

ональ-

вый

продаж

- це-

ные

- регу-

ные

лица

ции

ные

- дек-

- себе-

левые

лирую-

- юри-

- имуще-

- про-

лара-

стои-

- реги-

щие

диче-

ство

грес-

цион-

мость

ональ-

ские

- прибыль

сивные

ный

- зара-

ные

лица

- стои-

- рег-

- у ис-

ботная

- мест-

мость

рессив-

точни-

плата

ные

реализо-

ные

ка вы-

- инди-

ванной

- твер-

платы

виду-

продук-

дые

дохода

альный

ции

доход

- доход

- при-

Любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответ­ствующую политику - экономическую, военную, социальную, междуна­родную и др. Одними из основных в процессе государственного регулиро­вания используются финансовые механизмы, которые непосредственно во­площаются в финансовой и налоговой политике государства.

Рис. 1.1. Классификация налогов

- средство потреб­ления

быль

Налоговая политика государства - это косвенный метод государст­венного регулирования экономики, система актов и мероприятий, прово­димых государством в области налогов, направленных на реализацию оп­ределенных задач, стоящих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.

Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении государства финансовыми ресурсами, создании условий для регулирования хозяйст­венной жизни в стране, в сглаживании возникающего в процессе рыноч­ных отношений неравенства в уровнях доходах населения.

В настоящее время налоговая политика ведущих стран с развитой экономикой опирается на теоретические постулаты экономики предложе­ния, рациональным зерном которой является предложение борьбы с кри­зисными явлениями в экономике (инфляция, снижение темпов экономиче­ского роста, безработица, рост «теневой» экономики) путем радикального снижения предельных ставок налогов. Это должно способствовать усиле­нию стимула к производственной деятельности, расширению налоговой базы плательщиков, что в свою очередь приведет к увеличению поступ­лений в бюджет.

Кроме снижения налоговых ставок экономика предложений ориен­тирована на замену кейнсианской концепции налогообложения, основан­ной на активной фискальной политике государства, неоклассической кон­цепцией налоговой нейтральности, в основе которой лежит не прямое, а косвенное воздействие государства на экономику. Т.е. налоги должны быть не бременем для налогоплательщиков, а одним из стимулов развития национальной экономики.

Низкие налоговые ставки, преобладание регулирующей роли нало­гов должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпри­нимательской активности, что приведет к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, увеличению потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это будет способст­

вовать увеличению государственных доходов, что ограничит необходи­мость государства вмешиваться в эффективные сектора экономики; сдерживанию роста цен и инфляции; переходу «теневой» экономики в легальную.

Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразова­ний в России невозможно без создания эффективной системы налогооб­ложения, что характеризует качество налоговой политики.

Вводя налоги, государство преследует следующие цели:

Рассматривая направления налоговой политики государства, можно выделить три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, ха­рактеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государ­ству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопро­вождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика ра­зумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налого­вая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложе­ния, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики ус­пешно сочетаются. В настоящее время для России более характерен вто­рой тип налоговой политики.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм (налоговое законодательство), методов и инструментов управления налогообложением.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устра­нения возникающих диспропорций функционирования налогового меха­низма государство использует различные инструменты, и в частности та­кие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, ставки, льготы, сроки уплаты, санкции. Для продуманной налоговой по-

литики самым важным является определение оптимального размера нало­гового бремени. В перспективе (2009-2011 гг.) приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики заключаются в создании эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необосно­ванных мер в области увеличения налогового бремени. Целями налоговой политики на данный период времени являются:

Будет продолжено совершенствование налоговой системы по линии администрирования (подходы к проведению налоговых проверок, повы­шение уровня информационного обеспечения, в том числе и между нало­говыми, таможенными и правоохранительными органами). Основные на­правления развития налоговой политики таковы:

Ряд мер для осуществления данных направлений уже реализуется с принятием изменений в налоговом законодательстве, которые вступили в силу в 2010 г., 2011 г.

Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год утверждением бюджета страны. Реализация налоговой политики оформляется принятием соответствующих нормативных актов: федераль­ных законов, указов Президента России, постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.