logo
rusFPfuckyou_(1)

3. Финансовое право как самостоятельная отрасль права. Предмет и метод правового регулирования

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод присущ и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

4.Место и роль финансового права в системе российской права, соотношение с конституционным, административным, гражданским и уголовным правом.

В систему российского права входит ряд отраслей — наиболее крупных ее подразделений. Каждая из них распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствую¬щих методов правового регулирования* (подчинение одних субъ¬ектов другим или закрепление равенства сторон и др.).

В литературе высказывались сомнения по поводу самостоя¬тельности финансового права как отрасли в системе права. Ут¬верждалось, к примеру, что это часть государственного и админи¬стративного права, или даже только административного. В дис-куссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и главный аргумент — на¬личие у финансового права специфики в предмете и методе право¬вого регулирования, что требуется для выделения совокупности юридических норм в отрасль права.*

Итак, являясь в системе права Российской Федерации одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирова¬ния, не свойственный другим отраслям права, а именно финансо¬вые общественные отношения, возникающие в процессе финансо¬вой деятельности государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для отношений, которые входят в предмет этой отрас¬ли права, характерна обязательная связь с функциями по образо¬ванию, распределению или использованию государственных (и му¬ниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, т.е. при¬емов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.

Основной метод финансово-правового регулирования — импе¬ративный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступа¬ющих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполно¬моченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременно¬му и в полном объеме поступлению средств в распоряжение го¬сударства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (му¬ниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством для формирования своих ре¬сурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определен¬ной части также действует метод властных предписаний. Таким методом, например, государство устанавливает условия проведе¬ния государственных внутренних займов, выпуска государствен¬ных казначейских обязательств, что не может быть изменено со¬глашением сторон и является обязательным для соблюдения лица¬ми, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно про¬являются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отно¬шений.

В силу существующего распределения компетенции между го¬сударственными органами большая часть таких предписаний реа¬лизуется финансово-кредитными органами государства, создан¬ными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейст¬во в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов.* Однако они могут действо¬вать в этом направлении и через государственные налоговые орга¬ны и федеральное казначейство. Участники финансовых отноше¬ний, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т.д.), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении «по верти¬кали» (министерство — «вверху» и подведомственные ему органи¬зации — «внизу»).

Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отрас¬лей права. Конституционное право закрепляет основы организа¬ции и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные от¬ношения в области государственного управления, осуществляемо¬го органами исполнительной власти. Финансовое же право распро¬страняется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Конституционное право — ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет правовое положение личности, основы обществен¬ного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государствен¬ных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрас¬ли права, финансовое право базируется и развивается на этих ос¬новах. Например, федеративное государственное устройство Рос¬сии обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, об¬ластей, автономных образований как субъектов Федерации, воз¬можности их участия в решении финансовых вопросов, отнесен¬ных к ведению федеральных органов. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государст¬венных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе Российской Федерации, о разнообразии форм собственности как ее основе.

Конституционное право содержит также нормы, непосредст¬венно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюд¬жете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятель¬ности государства, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой финансовой, кредитной и денежной политики, права орга¬нов местного самоуправления по утверждению местного бюджета и установлению местных налогов. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и ор¬ганов местного самоуправления в области финансов. Так, сущест¬вует большая группа финансово-правовых норм, которые детально регулируют порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюд¬жетов, определяют перечень бюджетных доходов и т. д. Конститу¬ционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.

Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осу¬ществляется в процессе государственного управления как деятель¬ности органов исполнительной власти, финансовое и администра-тивное право используют сходные методы правового регулирова¬ния, главным образом, метод властных предписаний. Однако при всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регули¬рования. Отношения, которые непосредственно связаны с выпол¬нением органами государственного управления функций по обра¬зованию, распределению и использованию государственных де¬нежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере ад¬министративного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполни¬тельной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и поря¬док образования денежных фондов министерств, комитетов, ис¬точники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюд¬жетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регули¬руются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функ¬ций по мобилизации денежных средств в распоряжение государст¬ва, их распределению и контролю за использованием. Админи¬стративное право закрепляет структуру финансово-кредитных ор¬ганов, организационные формы их деятельности, порядок назна¬чения и увольнения должностных лиц и т.п.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена ком¬плексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возни¬кающие в процессе формирования и деятельности органов местно¬го самоуправления в целом.* В их круг вошли и нормы финансово¬го права, предметом которого являются отношения органов мест¬ного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским пра¬вом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные орга¬ны, в том числе финансово-кредитные органы, осуществляя госу-дарственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому в связи с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономичес¬кая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регу¬лирования они не входят.

Нормы финансового права в данном случае устанавливают по¬рядок мобилизации денежных средств в распоряжение государ¬ства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса обра¬зования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью ор¬ганизаций и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.

Выяснение особенностей финансового права, умение отграни¬чить его от других отраслей права имеет существенное практичес¬кое значение, так как способствует четкой организации финансо¬вой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юриди¬ческих мер воздействия в необходимых случаях.

5.Система и источники финансового права

В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. КОбщей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

Под источниками финансового права понимается способ внешне¬го выражения правовых норм. Источниками финансового права являются законы и иные нор¬мативные акты представительных и исполнительных органов госу¬дарственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Основным источником финансового права в Российской Фе¬дерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся.

1. Конституция Российской Федерации [1]. Многие ее нормы имеют прямую финансо¬во-правовую направленность: норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные на¬логи и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливаю-щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщи¬ка, обратной силы не имеют; норма ст. 75 ч. 3, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин¬ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав-ливаются федеральным законом; нормы ст. 71 пп. «ж» и «з»,закреп¬ляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ст. 75 ч. 4, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; норма ст. 101 ч. 5, наделяющая Счетную палату пра¬вом контроля за исполнением федерального бюджета; норма ст. 104 ч. 3, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене нало¬гов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных зай¬мов, об изменении финансовых обязательств государства, другие за-конопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии за¬ключения Правительства РФ; норма ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопро¬сам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова¬ния, денежной эмиссии; норма п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен¬ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде¬рального бюджета.

2. Финансово-правовые нормы, содержащиеся также в законода¬тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах, в числе которых Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющий компе¬тенцию и порядок деятельности органа государственного финан¬сового контроля.

3. Налоговый кодекс РФ, регу¬лирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сбо¬ров в Российской Федерации, а также отношения по поводу налого¬вого контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения, и бюджетный кодекс РФ, который регулирует отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджет¬ной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фон¬дов и осуществления государственных и муниципальных заимство¬ваний, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

4. К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принима¬ются в пределах компетенции данного субъекта в области финан¬сов. Например, Закон Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»[3].

5. Среди нормативных правовых актов как источников финан¬сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу¬ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре¬гулирования весьма разнообразны. Указы Президента РФ в сфере финансов носят преимущественно организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере фи-нансов. Например, Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению го¬сударственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г[4].

6. Постановления Правительства РФ являются источ¬никами финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопро¬сам государственных финансов велико. В частности, это постановле¬ния, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу¬дарственных ценных бумаг и т.п. Источниками финансового права, аналогично федеральному уровню, являются акты органов исполнительной влас¬ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

7. Ведомст¬венные нормативные правовые акты, основное место среди которых занимают инструкции и письма Министерства финансов РФ, а также Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны прини¬маться на основе и во исполнение законов.

В качестве источни¬ка финансового права, помимо нормативного правового акта, можно выделить норма¬тивный договор. В данном случае в качестве источника финансово¬го права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообло¬жения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ[5], Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 79-ФЗ[6] и др.

Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Консти¬туции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Рос¬сийской Федерации установлены иные правила, чем преду¬смотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим в юридической науке международ¬ные договоры РФ рассматриваются как часть ее национальной правовой системы. Неслучайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно к налогообло¬жению.

В качестве нормативного договора, как источника финансового права, помимо международных договоров, выступают договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам.

В качестве источника российского права в теории права и юридической практике все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент – это правило по¬ведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретно¬го дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значе¬ние.

Особое значение в качестве источника финансового права имеют решения Конституционного Суда РФ. Общеобязатель¬ность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного за¬кона «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте. Эти правила поведения называются «правовые позиции Консти-туционного Суда РФ». Согласно ст. 6 Федерального конституци¬онного закона «О Конституционном Суде Российской Федера¬ции» решения Конституционного Суда, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ. Многие из этих правовых позиций Конституционного Суда РФ затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах.

6. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения. Понятие, особенности и виды

Финансово-правовые нормы — Содержание, виды, структура финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма — это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в.процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований.  К общим признакам финан­сово-правовой нормы относятся:

  1. это писаные пра­вила поведения установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

  2. правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение;

  3. это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

  4. возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

  5. имеет формализованный характер - всегда выражена в каком-либо правовом норматив­ном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены особенностями предмета и метода финан­сово-правового регулирования.

Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в:

  1. а) регулируемых правоотношений – финансовые;

  2. б) содержании финансово-правовых норм;

  3. в) характере установленных в них предписаний;

  4. г) мере ответственности за нарушение предусмотренных правил;

  5. д) способах защиты прав участников финансовых отношений.

1. Финансово-правовые нормы отличаются по своему непосредственно це­левому назначению, которое определяется отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных фондов, денеж­ных средств.

   2. Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складыва­ются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Финансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в ред­ких случаях такие ситуации встречаются. 

   3. Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, т.е. пуб­личных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлеж­ностью финансового права к праву публичному, особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы являются сред­ством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государст­ва. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализа­ции интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.

   4. Финансово-правовые нормы отличаются своей нестабильностью.

  Во-первых, отношения, возникающие в процессе финан­совой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основеэкономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и др. Нестабильность отношений, приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансо­во-правовых норм.

   Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, неста­бильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые вступают в силу с принятием соответст­вующих законов о бюджете и действуют только в течение финансового года.

   5. Финансово-правовые нормы содержат редкую разновидность норм-расчетов, которые представляют собой показате­ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе­мы деятельности и уровни развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации: например, нормы ежегодно принимае­мых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели до­ходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

   Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

   6. Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек­тов финансового права. Метод власт­ных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предпо­лагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства в законах или муниципального образования в постановлениях. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. В Налоговом кодексе РФ определены требования к такого рода пред­писаниям и свобода воли налогового органа, очень мала.

   7. Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы, т.е. такие, которыми ус­танавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ). Компетенционные нормы в за­коне чаще всего даются в ней­тральной формулировке или формулируются через права соответ­ствующих субъектов (например, ст. 31 НК РФ). Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, это такие права, которые государст­венный орган или орган местного самоуправления обязан реали­зовать при соответствующих обстоятельствах. Компетенционная норма это право-обязанность, т.к. устанавли­вает полномочие и одновременно закрепляет обязан­ность государственного органа или органа местного самоуправления.

   8. В финансовом праве есть правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права - управомочивающие, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использо­вание налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы «привязаны» к обязывающей (императивной).Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни­какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

   Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва­ющих (императивных), компетенционных норм, спе­цифика управомочивающих финансово-правовых норм позволя­ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха­рактер.

ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты ивнебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

  1. они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

  2. один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

  3. они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

Финансовые правоотношения можно классифицировать: