8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к отмене Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» и введению, согласно Закону № 110-ФЗ, с 1 января 2003 г. транспортного налога. В Налоговом кодексе Российской Федерации транспортный налог заменил собой ранее действующие налоги -налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество с физических лиц в части водных и воздушных транспортных средств.
Плательщиками транспортного налога признаются согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Факт регистрации транспортных средств является принципиальным. Государственной регистрации подлежат как наземные, так и воздушные и водные транспортные средства.
Общий порядок регистрации наземных транспортных средств указан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Кроме того, налогоплательщиками могут быть признаны лица, которым соответствующие транспортные средства (как правило, автомобили) были переданы физическими лицами по доверенности на право владения и распоряжения до 30 июля 2002 г. Также необходимыми являются следующие условия признания плательщиком лица, указанного в доверенности:
транспортное средство должно быть и приобретено, и передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ;
необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.
Кроме того, гражданин, на которого зарегистрировано транспортное средство, должен представить в инспекцию по месту жительства уведомление в произвольной форме, где он указывает свои персональные данные, данные о приобретении транспортного средства и его передаче, а также сведения идентифицирующие:
транспортное средство;
лицо, которому автомобиль передан на основании доверенности;
доверенность и переданные по ней права в отношении транспортного средства;
нотариуса (если доверенность заверена нотариально).
Транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке, представляют собой объект налогообложения, подразделяющийся на три группы:
наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).
Не подлежат государственной регистрации и, следовательно, не облагаются транспортным налогом наземные транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см.
Законодательство устанавливает значительный круг льгот по транспортному налогу. Весь перечень необлагаемых транспортных средств представлен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Он таков:
весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 квт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
промысловые морские и речные суда;
пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
тракторы, самоходные комбинаты всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Существует перечень документов и сведений, являющихся основанием освобождения транспортных средств от налогообложения. Конкретное описание таких оснований приводится ниже.
8.2. Налоговая база, налоговые ставки транспортного налога
Документы и сведения, являющиеся основанием освобождения транспортных средств от налогообложения
Таблица 8.1.1
Транспортные средства, не являющиеся объектом обложения | Необходимые документы и сведения, подтверждающие право на льготы |
Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (далее по тексту - л.с), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подп. 2 п. 2 ст. 357 НК РФ) | Документы, подтверждающие получение (приобретение) транспортного средства через органы социальной защиты населения (п. 7.1 методических рекомендаций), в том числе: заключение бюро медико-социальной экспертизы о том, что инвалиду показано пользование спецтранспортом, паспорт транспортного средства с отметкой, что автомобиль получен на льготных условиях через органы социальной защиты, при необходимости - справка из органов социальной защиты в произвольной форме |
Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и пр.), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (подп. 5 п. 2 ст. 357 НК РФ) | Расчет стоимости произведенной в течение налогового периода продукции исходя из цен реализации, сложившихся в течение налогового периода, с выделением доли произведенной сельскохозяйственной продукции. При определении этой доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции покупные товары не учитываются (п. 17.3 методических рекомендаций) |
Транспортные средства, находящиеся в розыске (пп. 7 п. 2 ст. 357 НК РФ) | Справка или иной подтверждающий факт кражи (угона) документ. Выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений (п. 17.4 методических рекомендаций) |
Налоговая база необходима для расчета и уплаты в бюджет, как известно, конкретного налога. И в зависимости от объекта она может выражаться в стоимостной или физической форме.
Налоговая база в отношении транспортного налога согласно ст. 359 НК РФ определяется исходя из вида транспортного средства. Так, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - это мощность двигателя в лошадиных силах. В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств налоговой базой является валовая вместимость в регистровых тоннах.
Что касается водных и воздушных транспортных средств, имеющих иные характеристики, то учет их в налоговой базе предусмотрен количественно в единицах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, как уже говорилось, в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортного средства или его категории.
В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока использования транспортного средства.
Ставки транспортного налога
Таблица 8.2.1
| Налоговая | Налоговая ставка | Налоговая ставка |
Наименование объекта налогообложения | ставка (в рублях) базовая | ||
(в рублях). Санкт-Петербург 2009 г. | (в рублях). Санкт-Петербург 2010 г. | ||
Автомобили легковые с мощно- |
|
|
|
стью двигателя (с каждой л.с): |
|
|
|
-до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вклю- | 5 |
|
|
чительно |
| 22,00 | 24,00 |
-свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свы- | 7 |
|
|
ше 73,55 кВт до 110,33 кВт) |
| 35,00 | 35,00 |
включительно |
|
|
|
-свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свы- | 10 |
|
|
ше 110,33 кВт до 147,10 кВт) |
| 50,00 | 50,00 |
включительно |
|
|
|
-свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свы- | 15 |
|
|
ше 147,10 кВт до 183,90 кВт) |
| 75,00 | 75,00 |
включительно |
|
|
|
-свыше 250 л.с. (свыше 183,90 | 30 | 150,00 | 150,00 |
кВт) |
| ||
Мотоциклы и мотороллеры с |
|
|
|
мощностью двигателя (с каждой |
|
|
|
л.с): | 2 | 10,00 | 10,00 |
-до 20 л.с. (до 14,70 кВт) вклю- |
|
|
|
чительно | 4 | 20,00 | 20,00 |
-свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше |
|
|
|
14,70 кВт до 25,74 кВт) включи- | 10 | 50,00 | 50,00 |
тельно |
Продолжение табл. 8.2.1
-свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) базовая | Налоговая ставка | Налоговая ставка |
(в рублях). Санкт-Петербург 2009 г. | (в рублях). Санкт-Петербург 2010 г. | ||
Автобусы с мощностью двигате- |
|
|
|
ля (с каждой л.с): |
|
|
|
-до 200 л.с. (до 147,10 кВт) | 10 | 50,00 | 50,00 |
включительно |
|
|
|
-свыше 200 л.с. (свыше 147,10 | 20 | 65,00 | 65,00 |
кВт) |
|
|
|
Грузовые автомобили с мощно- |
|
|
|
стью двигателя (с каждой л.с): |
|
|
|
-до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вклю- | 5 | 25,00 | 25,00 |
чительно |
|
|
|
-свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свы- | 8 | 40,00 | 40,00 |
ше 73,55 кВт до 110,33 кВт) |
|
|
|
включительно |
|
|
|
-свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свы- | 10 | 50,00 | 50,00 |
ше 110,33 кВт до 147,10 кВт) |
|
|
|
включительно |
|
|
|
-свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свы- | 13 | 55,00 | 55,00 |
ше 147,10 кВт до 183,90 кВт) |
|
|
|
включительно | 17 | 65,00 | 65,00 |
| |||
Другие самоходные транспорт- |
|
|
|
ные средства, машины и механизмы на самоходном и гусенич- | 5 | 25,00 | 25,00 |
ном ходу (с каждой л.с.) |
|
|
|
Снегоходы, мотосани с мощно- |
|
|
|
стью двигателя (с каждой л.с): | 5 | 25,00 | 25,00 |
-до 50 л.с. (до 36,77 кВт) вклю- |
|
|
|
чительно | 10 | 50,00 | 50,00 |
-свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | |||
Катера, моторные лодки и другие |
|
|
|
водные транспортные средства с |
|
|
|
мощностью двигателя (с каждой |
|
|
|
л.с): |
|
|
|
-до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вклю- | 10 | 50,00 | 50,00 |
чительно |
|
|
|
-свыше 100 л.с. (свыше 73,55 | 20 | 100,00 | 100,00 |
кВт) |
|
|
|
Яхты и другие парусно-моторные |
|
|
|
суда с мощностью двигателя (с |
|
|
|
каждой л.с):
Продолжение табл. 8.2.1 |
|
|
|
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5