6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
В 1995 году был принят Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции (СРП)», преследовавший цель привлечь инвесторов (в том числе иностранных) для разработки недр и добычи полезных ископаемых на территории России.
В середине 1990-х годов, когда экономика России, и в частности сырьевой сектор, испытывала серьезные трудности, соглашения о разделе продукции были предложены в качестве прогрессивной формы развития природно-ресурсного комплекса с помощью иностранных инвесторов. Такие соглашения были заключены на разработку проектов «Сахалин-1» (30 июня 1995 года), «Сахалин-2» (22 июня 1994 года и Харьягинское месторождение (20 декабря 1995 года). Все три проекта разрабатываются до сих пор. В проекте «Сахалин-1» задействованы компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (российский представитель американской Exxon Mobil), Sodeco, ONGC Videsh и Роснефть. В «Сахалин-2» до конца 2006 года входили Royal Dutch Shell, Mitsui и Mitsubishi, а в декабре 2006 года контрольный пакет проекта был приобретен ОАО «Еазпром»; участниками «Харьягин-ского СРП» являются Total, Norsk Hydro и «Ненецкая нефтяная компания».
Специальный налоговый режим, введенный Налоговым кодексом в развитие данного закона, предусматривает замену уплаты налогов (части налогов) участниками соглашений разделом продукции. Под разделом продукции понимается раздел произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении между государством и инвестором. При этом инвестором считается юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр. Продукцией же считается полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвестору.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции возможно при соблюдении следующих условий:
соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся;
при выполнении соглашений доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;
соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Данный специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации-инвесторы.
Налоговым кодексом определены особенности уплаты отдельных налогов при выполнении соглашений о разделе продукции: налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС и налога на прибыль.
Особенности исчисления и уплаты НДПИ:
налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению;
налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из неф-тегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть;
налоговая ставка применяется при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений с коэффициентом 0,5 до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, который может быть установлен соглашением;
прочие налоговые ставки при добыче полезных ископаемых применяются с коэффициентом 0,5.
Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций:
объектом налогообложения признается прибыль - доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов. При этом доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой соглашением;
расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) нало
гоплателыдиком при выполнении соглашения. Обоснованными расходами признаются расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденными управляющим комитетом, в порядке, предусмотренном соглашением, а также внереализационные расходы, непосредственно связанные с выполнением соглашения;
налоговой базой признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно. Если налоговая база является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она для этого налогового периода признается равной нулю. Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получена отрицательная величина, но не более срока действия соглашения;
налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения;
налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, возникающим при выполнении соглашения. При отсутствии раздельного учета применяется общий порядок налогообложения прибыли, без учета особенностей.
Особенности исчисления и уплаты НДС:
если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по соглашению превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном (налоговом) периоде (в том числе при отсутствии указанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику;
освобождаются от налогообложения:
передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению, между инвестором по соглашению и оператором соглашения в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;
передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения;
передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.
Налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5