logo
климов

4.1 Искусство управления инвестициями

Выделяются следующие задачи инвестиционного менеджмента:

- обеспечение высоких темпов экономического развития компании за счет эффективной инвестиционной деятельности;

- обеспечение максимизации доходов от инвестиционной деятельности;

- обеспечение рациональности инвестиционных рисков;

- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности;

- изыскание путей ускорения реализации инвестиционной программы.

С учетом системы задач, стоящих перед инвестиционным менеджментом, можно следующим образом определить основные элементы формирования инвестиционной стратегии предприятия:

  1. Исследование инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционной деятельности. В процессе реализации этой функции исследуются условия инвестиционной деятельности в целом и в разрезе отдельных форм инвестиций; анализируется текущая конъюнктура инвестиционного рынка и факторы, ее определяющие; составляется прогноз конъюнктуры инвестиционного рынка в разрезе отдельных его сегментов, связанных с деятельностью предприятия.

  2. Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия. Исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры инвестиционного рынка, формируется система целей инвестиционной деятельности и основные ее направления на долгосрочный период, определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе.

  3. Поиск и оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и отбор наиболее эффективных из них.

  4. Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия. Прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, определяется возможность их формирования за счет собственных источников и заемных средств, изучается возможность использования привлеченных средств. В процессе оптимизации структуры источников инвестиционных ресурсов обеспечивается рациональное соотношение собственных и заемных средств, а также диверсификация заемных источников финансирования инвестиций по отдельным кредиторам и потокам предстоящих платежей с целью предотвращения снижения финансовой устойчивости и платежеспособности в будущем периоде.

  5. Оценка инвестиционных качеств отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них.

  6. Формирование инвестиционного портфеля и его оценка по критериям доходности, риска и ликвидности. С учетом возможного к привлечению объема инвестиционных ресурсов и рассчитанных показателей доходности и уровня рисков по каждому инвестиционному проекту и финансовому инструменту производится их отбор для непосредственной реализации. На первом этапе формирования инвестиционного портфеля оптимизируются пропорции между реальными и финансовыми инвестициями в целом; на втором этапе в разрезе каждой из форм подбираются наиболее эффективные (по соотношению доходности и риска) инвестиционные проекты (финансовые инструменты для инвестирования). На третьем этапе оценивается ликвидность портфеля. Сформированный инвестиционный портфель может рассматриваться как реализуемая в текущем периоде совокупность инвестиционных программ.

  7. Текущее планирование и оперативное управление реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов. Для обеспечения оперативного управления разрабатываются различного вида текущие планы, среди которых наиболее важную роль играют календарные планы реализации отдельных инвестиционных проектов и их бюджеты.

  8. Организация мониторинга реализации отдельных инвестиционных программ и проектов. Формируется система первичных наблюдаемых показателей, определяется периодичность сбора и анализа информации, выявляются причины отклонений от намеченных сроков, объемов, эффективности и т.п.

  9. Подготовка решений о своевременном выходе из неэффективных инвестиционных проектов и реинвестировании капитала.

Таким образом, инвестиционный менеджмент является краеугольным камнем процесса разработки стратегических направлений деятельности предприятия.

Капиталообразующие инвестиции для предприятий реального сектора экономики современной России нужны как воздух для замены физически и морально изношенного оборудования; для приобретения и освоения нового современного оборудования в целях повышения конкурентоспособности производства; для расширения производства и освоения новых видов продукции; для достижения таких стратегических целей, как внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков.