logo
FINANS_PREDPRIYaTIJ_ChIRSKAYa_DOMBAEVA

18. Дивидендная политика на предприятии, основные методики дивидендных выплат

Под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия Связан с распределением прибыли в АО.

Дивидендная политика определяет оптимальные пропорции при распределении чистой прибыли на потребляемую и капитализируемые части.

Основной целью разработки дивидендной политики является пропорциональное установление между текущим потреблением прибыли собственниками, и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим его стратегическое развитие.

В зависимости от того, куда смещаются приоритеты, выделяют 3 вида дивидендной политики:

1. консервативная дивидендная политика – при такой политике практически вся прибыль реинвестируется в бизнес.

методы дивидендных выплат: - выплата дивидендов по остаточному принципу; - выплата дивидендов постоянного размера.

2. умеренная дивидендная политика – при такой политике прибыль в равных долях распределяется как на выплату дивидендов, так и на нужды реинвестирования в бизнес.

Методы дивидендных выплат: - гарантированный минимальный дивиденд + сверх или «экстра» дивиденд в зависимости от результат финансово-хозяйственной деятельности.

3. агрессивная дивидендная политика – при такой политике приоритеты при распределении прибыли смещаются в сторону потребления.

Методика фиксированных дивидендных выплат

Методика фиксированных дивидендных выплат (или стабильного размера дивидендных выплат) подразумевает регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размёре, в течение продолжительного времени безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. При высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции. Если предприятие развивается успешно и сумма годовой прибыли превышает размер средств, необходимых для выплаты дивидендов на стабильном уровне, то показатель фиксированных дивидендных выплат, на акцию может быть повышен. При проведении дивидендной политики с использованием этой методики предприятия также используют показатель дивидендного выхода, служащий ориентиром при определении размера фиксированного дивиденда на перспективу.

Преимуществом этой методики является ощущение надежности, которое создает у акционеров чувство уверенности в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств и позволяет избежать колебания курсовой стоимости акций на фондовом рынке (что характерно, например, для первой методики). Недостатком этой политики является слабая связь с финансовыми результатами деятельности, поэтому в периоды Неблагоприятной конъюнктуры и снижения величины прибыли текущего года у предприятия может оказаться недостаточно собственных средств для инвестиционной, финансовой и даже основной деятельности. Для избежания негативных последствий фиксированный размер дивидендов устанавливается, как правило, относительно низком уровне, чтобы уменьшить риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.