logo
ТЕМА 9-11 (студентам)_

Эффект мультипликатора.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвестиции выросли на ∆I, то в соответствии с эффектом мультипликатора ВНП возрастет на величину большую, чем ∆I. Первоначальные инвестиции породят прирост национального дохода, поскольку лишь частично пойдут на сбережение, часть будет потрачена (потреблена), вследствие чего произойдет новый прирост национального дохода, но вновь меньший из-за откладываемых сбережений и так далее. Коэффициент мультипликатора (m) показывает насколько увеличится национальный доход (Y) в результате первоначальных инвестиций (I).

          ∆Y

m = ---------

         ∆ I

 

Коэффициент мультипликатора обратно пропорционален предельной склонности к сбережению:

           1                   1

m = --------- = --------------

         MPS        1 - MPC

 

Эффект мультипликатора действует как при увеличении, так и сокращении инвестиций. Таким образом, сокращение инвестиций приведет к сокращению национального дохода на величину, в несколько раз превышающую объем сокращения инвестиций.

Парадокс бережливости. Чрезмерная склонность населения к сбережению может привести к эффекту, названному Дж.Кейнсом парадоксом бережливости. Попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВВП, обусловленным эффектом мультипликации.