logo
Lektsii_po_finansam

1. Классификация расходов

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. финансирование народного хозяйства;

  2. финансирование социально-культурных мероприятий;

  3. финансирование науки;

  4. финансирование обороны;

  5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;

  7. создание резервных фондов;

  8. расходы по обслуживанию государственного долга;

  9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию народного хозяйства, расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развитии гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов (за исключением расходов по целевым программам) делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

По целевому признаку бюджетные расходы подразделяются на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевым направлениям:

  1. заработная плата;

  2. начисления на заработную плату;

  3. канцелярские и хозяйственные расходы;

  4. командировки и служебные разъезды;

  5. стипендии;

  6. расходы на питание;

  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;

  8. приобретение оборудования и инвентаря;

  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

  10. государственные капитальные вложения;

  11. капитальный ремонт;

  12. содержание сооружений благоустройства;

  13. геологоразведочные работы;

  14. проектирование;

  15. государственная дотация;

  16. операционные расходы;

  17. платежи по ссудам;

  18. возмещение разницы в ценах;

  19. прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Функциональная классификация включает следующие разделы:

  1. государственное управление;

  2. международная деятельность;

  3. национальная оборона;

  4. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

  5. федеральная судебная система;

  6. фундаментальные исследования и содействие НТП;

  7. промышленность, энергетика и строительство;

  8. сельское хозяйство и рыболовство;

  9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

  10. транспорт, связь и информатика;

  11. развитие рыночной инфраструктуры;

12)предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий;

13)образование;

14)культура и искусство;

15)средства массовой информации;

16)здравоохранение и физическая культура;

17)социальная политика;

18)обслуживание государственного долга;

19)пополнение государственных запасов и резервов;

20)мобилизационная подготовка экономики;

21)прочие расходы;

22)расходы целевых бюджетных фондов.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относится заработная плата (вместе с начислениями на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению, расходы на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, мягкого инвентаря и оборудования, часть хозяйственных расходов, дотации на продукцию животноводства, компенсации по горючесмазочным материалам и некоторые другие виды расходов.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Наконец, последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.