3.Платные услуги и развитие социально-бытовой инфраструктуры
Создание благоприятных условий для населения в быту и на отдыхе, развитие систем образования, здравоохранения и культуры являются задачами социально-бытовой инфраструктуры. Предприятия данной сферы экономики производят особый вид потребительской стоимости - услугу, состоящую в форме полезной для человека деятельности.
Размещение предприятий сферы услуг имеет ярко выраженный региональный характер с целью максимального приближения к потребителю. Это связано со спецификой оказания услуг, где время производства совпадает со временем потребления.
Услуги, оплата которых осуществляется за счет личных доходов населения, относятся к платным услугам. Перечень платных услуг составляет сотни наименований и постоянно совершенствуется в соответствии с достижениями науки и развитием техники, а также в зависимости от состояния платежеспособного спроса населения (табл. 17.3).
Таблица 17.3Объем оказания платных услуг в Республике Башкортостан расчете в на душу населения, руб.
* В тыс.руб.
По объему оказания платных услуг на душу населения Республика Башкортостан имеет отставание от средних значений по Российской Федерации и занимает 3-е место среди регионов в Приволжском федеральном округе. В целом же в сфере услуг как по Российской Федерации, так и по Республике Башкортостан наблюдается снижение индексов физического объема оказания услуг к уровню 1991 г. (рис. 1).
Рис.1. Изменение объемов платных, бытовых услуг населению Республики Башкортостан к уровню 1991г. (%, в сопоставимых ценах)
Наблюдаемый спад в объемах оказания платных услуг населению во многом связан с процессом реформирования предприятий. Причем в каждой отрасли сферы услуг этот процесс протекает по разному. Например, в бытовом обслуживании населения (химчистка одежды, стирка белья, ремонт и профилактика бытовой техники, автотехобслуживание, ремонт жилищ и др.) активно проходили процессы демонополизации, разгосударствления и приватизации. В настоящее время основным производителем бытовых услуг являются субъекты малого предпринимательства.
Главными проблемами развития частного бизнеса в бытовом обслуживании населения являются расширение сервисной сети и увеличение объемов производства в целях снижения себестоимости и повышения качества оказания услуг. По существу речь идет о возрождении кооперации сети комплексных приемных пунктов со специализированными предприятиями по централизованному выполнению заказов и материально-техническому обеспечению. Это практически единственный способ развития предприятий в условиях низкого платежеспособного спроса населения.
Услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги оказываются населению преимущественно предприятиями государственной и муниципальной форм собственности, а также крупными акционерными обществами с долей государственных средств в уставном капитале.
Устойчивым спросом на рынке потребительских услуг пользуются услуги пассажирского транспорта. По объему реализации в расчете на душу населения они занимают 2-е место после услуг бытового характера. При этом в динамике отмечается тенденция снижения пассажиропотока (табл. 17.4) при одновременном увеличении тарифов на перевозки, возросших в 1999 г. на 41,6%, в 2000 г. - на 64%.
Таблица.17.4Перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Республике Башкортостан по видам сообщения, млн человек
По видам транспорта отмечаются следующие изменения в объемах перевозки пассажиров: железнодорожный - снижение на 53% к уровню 1995 г., воздушный - на 50, автобусный - на 33, троллейбусный - 11, трамвайный - увеличение на 1%. Уменьшение объема пассажиропотоков в общественном транспорте отчасти компенсируется поездками на личном автотранспорте. Так, если в 1995 г. владельцами легкового автомобиля было каждое 4-е домохозяйство, то в 2000 г. - каждое 3-е.
В то же время увеличение количества автовладельцев не может в полной мере решить проблему транспортного обслуживания всего населения. Учитывая территориальную протяженность республики и значительную отдаленность многих населенных пунктов, обеспечение доступности пользования транспортными услугами является важной стратегической задачей.
За период с 1991 по 2000 год затраты населения на оплату услуг связи возросли с 4,2 до 8,4% от общего объема оказанных услуг. Увеличение доли затрат сопровождалось изменением структуры потребления данных видов услуг (табл. 17.5).
Таблица 17.5Структура доходов от услуг связи населению в организациях отрасли связи в Республике Башкортостан, %
Приведенные данные свидетельствуют, что увеличение доли затрат на оплату услуг связи связано, главным образом, с двумя причинами. Во-первых, увеличением обеспеченности населения телефонными аппаратами сети общего пользования с 10,7 ед. на 100 человек в 1990 г. до 19,0 ед. в 2000 г., или на 77,6%. Это обусловило перераспределение затрат между отдельными видами связи и увеличение валовых поступлений в организации связи за счет абонентской платы за пользование телефоном. Во-вторых, широкое развитие в последние годы получили такие новые виды услуг, как предоставление доступа в сеть Интернет, IP-телефония, пейджинговая и сотовая телефонная связь. Таким образом, отрасль связи в республике развивается достаточно динамично, а степень охвата населения данными услугами будет во многом зависеть от выбранной предприятиями тарифной политики.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства представляет собой сеть предприятий по содержанию жилищного фонда и обеспечению населенных пунктов водоснабжением, теплом, газом и другими видами благоустройства.
Структура платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на начало 2000 г. представлена следующим образом: содержание жилищного фонда - 30,9%, водоснабжение и канализация -14,8, электроснабжение - 5,9, теплоснабжение - 33,2, газоснабжение -14,7, прочие - 0,5%. Несмотря на постепенное увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 13,4% от общего объема платных услуг населения в 1991г. до 20,4% в 2000 г., поступившие средства не покрывают себестоимость услуг, и отрасль остается дотационной.
Программой реформирования ЖКХ предусматривается поэтапный переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг населением при одновременном выделении адресных субсидий малообеспеченным слоям населения. Данный подход обусловлен усиливающейся дифференциацией населения по доходам и обеспеченностью жильем. В этих условиях прямое дотирование отрасли не обеспечивает реализацию принципа социальной справедливости, а приводит к увеличению имущественного неравенства.
На период 2001-2002 гг. было предусмотрено установление норматива на возмещение оплаты коммунальных услуг населением в размере 75%. Однако предварительные итоги показывают, что фактический показатель доли оплаты услуг населением достигает лишь 65%. Таким образом, для обеспечения 100% оплаты коммунальных услуг при сложившемся уровне доходов населения требуется субсидирование малообеспеченных слоев населения в размере 20-25% себестоимости, что составляет более 7% республиканского бюджета. Около 5% поступления средств возможно получить за счет мероприятий по погашению задолженности населения. Ожидаемая экономия в 5-10% может быть достигнута за счет оптимизации деятельности предприятий и развития конкуренции в отрасли.
В целом по республике показатели развития предприятий сферы услуг остаются неудовлетворительными. Удорожание платных услуг существенно опережает индекс цен на потребительские товары. В результате многие услуги стали недоступными для малообеспеченных слоев населения. В ряде районов стали исчезать целые виды традиционных услуг, которые относятся к разряду социально-значимых. Разрыв в обеспеченности услугами городского и сельского населения достиг 2,5-3 раз и продолжает возрастать.
Сложившаяся ситуация требует принятия неотложных мер на федеральном, республиканском уровне и в муниципальных образованиях по поддержке предприятий сферы услуг путем принятия социальных программ, тарифного регулирования и использования дополнительных экономических стимулов и льгот. Их целью должно стать повышение комфортности жизни населения. Одновременно следует учитывать, что в силу своей специфики предприятия сферы услуг позволят обеспечить занятость слабо защищенным категориям населения - молодежи, женщинам, пенсионерам, инвалидам.