2. Бюджетное финансирование
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования.
Под бюджетным финансированием понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;
бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
В практике бюджетных ассигнований используются две формы бюджетного финансирования, которые имеют свои отличительные черты.
Первая форма - это финансирование по системе «нетто-бюджет». Эта форма предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.
Вторая форма бюджетного финансирования - финансирование по системе «брутто-бюджет» применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, относятся к расходам на финансирование народного хозяйства.
Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям:
на затраты по расширению производства (капитальные вложения);
на обеспечение простого воспроизводства (государственная дотация, покрытие разницы в ценах);
на операционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.
Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяются в специальные группы. Появление таких расходов, как правило, связано с разработкой государством целевых программ. Наиболее крупной группой таких расходов являются затраты на финансирование конверсии военного производства и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений – предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Бюджетное финансирование распространяется на капитальные вложения, осуществляемые в государственном секторе экономики. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедших в специальные перечни строек, ежегодно обновляемые и утвержденные Министерством экономики РФ по согласованию с Министерством финансов РФ и другими министерствами.
Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям. В современной бюджетной практике используется два вида дотаций:
дотации на продукцию, реализуемую по государственным регулируемым ценам (применяется для всех предприятий, производящих или перерабатывающих определенные виды продукции. Такие дотации из республиканского бюджета выделяются в основном по углю и продукции животноводства);
дотации предприятиям для покрытия их убытков (предназначен для государственных предприятий, а также для сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, имеющих убытки от хозяйственной деятельности. Основная часть расходов по этой статье направляется предприятиям агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта).
Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.
Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже (так правило, 10% годовых), чем по кредитам банков. Бюджетные ссуды выдаются в основном по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций.
Эти расходы подразделяются на следующие основные группы:
народное образование и профессиональная подготовка кадров;
культура, искусство и средства массовой информации;
здравоохранение;
физическая культура и спорт;
социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд РФ).
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
Применяются разнообразные виды денежных норм.
Первый вид включает нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей. Это - нормы расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д. Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм.
В основу второго вида норм кладутся обобщенные индивидуальные выплаты - заработной платы, пенсий, стипендий, служебные командировки.
К третьему виду относятся нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.
По степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах и т.п.
На основе бюджетных норм составляется смета расходов, которая является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств, равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год.
Часть расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих предприятий являются платными, но собственных доходов недостаточно для покрытия всех расходов. Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению посредством государственной дотации из бюджета.
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственных целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебных заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренная бюджетом группа расходов на оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособия военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств - членов СНГ.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры», а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления. Существуют некоторые другие скрытые статьи военных расходов в бюджете.
Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включают в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам «Расходы на оборону» и «Социальное обеспечение».
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации Президента и Конституционного суда;
на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
на проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы народных депутатов, Президента, народных судей и проведения референдумов;
прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социально-культурные нужды.
МЕСТНЫЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ) ФИНАНСЫ
- 2. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 4. Финансы Российской Федерации
- 5. Финансовая политика.
- Формирование финансовой системы
- Бюджет и бюджетное устройство
- Внебюджетные фонды
- Сущность, функции и виды страхования
- Государственный кредит
- 6. Финансы предприятий
- 1. Организация оперативного управления финансов
- Органы управления финансами Российской Федерации
- Сущность финансового контроля
- 4. Органы финансового контроля
- 5. Виды финансового контроля
- 1. Социально-экономическая сущность и роль
- 2. Государственный бюджет Российской Федерации
- 3. Характеристика расходов и доходов бюджета
- 1. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах
- 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- 1. Экономическое содержание доходов бюджета
- 2. Природа и функции налогов
- Налоговая система Российской Федерации
- Сущность и функции государственного кредита
- 3. Управление государственным кредитом
- 1. Классификация расходов
- 2. Бюджетное финансирование
- 1. Сущность местных (региональных) финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территорий
- 2. Состав региональных финансовых ресурсов
- 3. Региональные финансы Российской Федерации
- 4. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые
- 5. Региональные внебюджетные фонды
- 6. Территориальное сводное финансовое планирование
- 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 2. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1. Социально-экономическое содержание страхования
- 2. Формы организации страхового фонда
- 3. Классификация страхования
- Общая характеристика страхового рынка и его структура
- 5. Перестрахование
- 6. Актуарные расчеты и их роль в страховом деле
- Теории государственных финансов зарубежных экономистов
- 2. Теории государственных финансов российских экономистов
- Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей
- 2. Валютная система Российской Федерации
- 3. Платежный баланс
- Проблемы внешней задолженности России