3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
В состав услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) включаются услуги по предоставлению населению государственных квартир, создание нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация), благоустройство территорий (озеленение, освещение, санитарная очистка и др.). Особенности ценообразования на различные виды жилищно-коммунальных услуг определяются следующими факторами: социальной значимостью этих благ для населения, характером производства и потребления, спецификой местных условий производства и др. Предприятия, создающие услуги, реализуют их самостоятельно, без помощи сбытовых и торговых организаций. Вследствие этого цены и тарифы на услуги коммунального хозяйства выполняют функции отпускных и розничных цен.
Все основные виды жилищно-коммунальных услуг удовлетворяют первостепенные потребности населения, поэтому при установлении цен и тарифов учитывается необходимость обеспечения доступности их всем слоям населения. Цены и тарифы на услуги устанавливаются на льготном уровне и не возмещают фактических затрат, связанных с их предоставлением. Тарифы на коммунальные услуги для населения дифференцируются по социальным признакам. Для отдельных категорий граждан применяются скидки в оплате услуг (ветеранам войны, семьям погибших, инвалидам детства, многодетным семьям).
Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства регулируются государством. Производство и потребление большинства услуг (за исключением производства электроэнергии и добычи газа) носит местный характер. В связи с этим цены и тарифы утверждаются местными органами власти и различаются по областям и районам. Плата за пользование жилыми помещениями утверждается Министерством экономики. Тарифы на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, отопление, канализация, сбор, транспортировка и обезвреживание коммунальных отходов) утверждаются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики. Плата за коммунальные услуги взимается исходя из их фактического потребления, исчисляемого по показаниям индивидуальных или групповых приборов учета, либо по установленным местными исполнительными и распорядительными органами нормам потребления и тарифов. Тарифы за коммунальные услуги, утвержденные облисполкомами и Минским горисполкомом, применяются для расчета с населением, проживающим на соответствующей территории, независимо от вида жилого фонда. Исключение составляют колхозы.
К особенностям формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги относится их дифференциация по различным категориям потребителей:
население;
бюджетные организации, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, коммунальные предприятия;
сельскохозяйственные предприятия;
промышленные, строительные, торговые и прочие хозрасчетные предприятия.
В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь введен порядок оплаты занимаемых жилых помещений, который предусматривает взимание платы исходя из общей площади жилого помещения и ставки квартирной платы, утвержденной в установленном порядке. Общая площадь жилого помещения определяется как суммарная площадь пола жилых и подсобных помещений квартиры, к которым относятся помещения, находящиеся внутри квартиры и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кладовые, прихожие, кухни и другие нежилые помещения). В квартирах, заселенных несколькими нанимателями, размер общей площади, приходящейся на каждого нанимателя и членов его семьи, определяется как сумма занимаемой ими жилой площади и части подсобных помещений, исчисленной пропорционально жилой площади. Жилищным кодексом предусмотрена отдельная плата за пользование лифтами, размер которой утверждается облисполкомами и Минским горисполкомом. Плата за отопление взимается из общей площади жилого помещения. Тарифы на электроэнергию и газ устанавливаются едиными по всей территории Республики Беларусь с дифференциацией по отдельным категориям потребителей (промышленность, сельское хозяйство и население). Тарифы на электроэнергию для населения независимо от ведомственной подчиненности электростанций устанавливаются исходя из норм электропотребления отдельно для городского и сельского населения. Нормативы потребления природного и сжиженного газа устанавливаются с учетом теплоты его сгорания. Норматив на одного человека на 1 м2 варьируется в пределах от 3,0 до 23 м3 в месяц в зависимости от наличия или отсутствия в квартире газовой плиты, централизованного горячего водоснабжения, газового нагревателя, газоснабжения природным или сжиженным газом. Тарифы на воду и услуги канализации устанавливаются местными органами власти дифференцированно для различных городов и населенных пунктов, так как между ними имеются существенные различия в уровне этих затрат, обусловленные объективными факторами. К ним относятся: природные особенности источников водозабора (подземные, открытые, смешанные), разная протяженность водопроводной и канализационной сетей, различный объем стоков, пропускаемых через канализацию и подвергаемых обработке на очистных сооружениях и др.. Плата за центральное отопление и горячее водоснабжение определяется по ежегодным сметам, которые составляются жилищно-коммунальными организациями.
При установлении цен и тарифов на услуги ЖКХ используется затратный метод ценообразования. Формирование затрат жилищно-коммунальных служб характеризуется некоторыми отраслевыми особенностями. В себестоимость услуг, кроме затрат, предусмотренных типовым положением, включаются расходы по:
техническому обслуживанию сетей и оборудования (водопроводных, канализационных и др.), находящихся внутри зданий;
техническому обслуживанию и ремонту счетчиков расхода воды и теплоэнергии, установленных у потребителей;
разработке энергобаланса;
оплате услуг связи, вычислительных центров, банков, в том числе по расчетам с квартиросъемщиками, арендаторами.
Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению и юридическим лицам, формируются на основе плановой себестоимости с учетом качества услуг и особенностей, предусмотренных Инструкцией № 111 и другими нормативно-правовыми актами. Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответствии с действующими Методическими рекомендациями по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг (продукции, работ) в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденные приказом Минжилкомхоза РБ от 27.08.2010 №126а и Инструкции по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости отдельных жилищно-коммунальных услуг, утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.06.2011 №14. Расчет цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется на услуги:
водоснабжения и канализации – за 1 куб. метр подачи воды и за 1 куб. метр отвода сток в городскую канализацию;
отопления и горячего водоснабжения – за 1 Гкал тепловой энергии;
сбора, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов – на 1 человека в месяц, для юридических лиц – за 1 куб. метр;
за пользование лифтами – на 1 человека в месяц (за исключением 1 и 2 этажей);
по техническому обслуживанию жилого дома – на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
Население оплачивает коммунальные услуги исходя из фактического потребления данных услуг в натуральном выражении по показателям приборов учета, если такие приборы не установлены, то по единым республиканским тарифам, которые определяет Совет Министров РБ. Тарифы на коммунальные услуги населения не покрывают полностью всех затрат жилищно-коммунального хозяйства. Субсидируется содержание жилья, потребление тепловой энергии, воды.
Оплата услуг, включая погашение задолженности, производится юридическим лицом и населением по тарифам, действующим на момент оплаты.
Тарифы и услуги по установке охранной сигнализации в квартирах, жилых домах формируются на основе планов, включая себестоимость, все действующие налоги и неналоговые платежи, прибыль, не превышают размер 30%-й рентабельности без учета стоимости используемых технических средств и систем охраны, расходных материалов по их установке.
Исходя из реформы жилищно-коммунального хозяйства, к 2015 году планируется довести до 100% уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, в 2010 – до 80%.
Совершенствование системы цен на жилищно-коммунальные услуги является составной частью комплекса реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, включающего оборудование жилых домов приборами учета, соблюдение режима экономии, сокращение потерь при потреблении воды, тепла.
- Тема 1. Теория и методология ценообразования
- 1 Теоретические основы цены
- 2 Функции цен
- 3 Методологические вопросы ценообразования
- 4 Факторы ценообразования
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования
- Факторы ценообразования
- Тема 2. Виды, структура и элементы цены
- 1. Классификация цен
- 2. Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены
- 3. Формирование себестоимости как основного элемента цены
- 4. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 3. Цены в экономике предприятия
- 1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
- 2. Отпускная цена предприятия (порядок ее формирования на основе затратного метода)
- 3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость
- 4. Учет условий поставки в ценах
- 5. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения
- 6. Формирование цен на импортируемые товары
- Тема 4. Особенности ценообразования на рынке потребительских услуг
- 1. Ценообразование в общественном питании
- 2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
- 4. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг
- 1. Формы государственного ценового регулирования
- 2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
- 3. Ценовое регулирование деятельности монополий
- 2. Характер ценообразования на различных типах рынка
- 3. Определение целей ценовой политики
- 4. Определение спроса и оценка издержек
- 5. Анализ предложения и цен конкурентов
- 6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства
- 7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции
- 8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции
- 9. Установление окончательной цены
- 2. Стратегии конкурентного ценообразования
- 3. Стратегии ассортиментного ценообразования
- Тема 8. Характеристика налоговой системы
- 1. Становление и развитие налогообложения
- 2. Понятие и определение налога
- 3. Принципы налогообложения
- 4. Основные функции налогов
- 5. Классификация налогов
- 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:
- 2. По принадлежности органа, который взимает налоги:
- 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
- 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
- Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
- 1. Понятие налоговой системы
- 2. Характеристика субъектов и предметов налогообложения
- 3. Объект и база налогообложения, источники выплаты налогов
- 4. Ставки налоговых платежей, льготы
- 5. Прочие элементы налогового механизма
- Тема 10. Законодательное регулирование налоговых отношений
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Косвенные оборотные налоги
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- Тема 10. Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль
- 2. Налог на доходы
- 3. Налог на недвижимость
- 4. Подоходный налог с физических лиц
- Вопросы к зачету по дисциплине «Ценообразование и налогообложение» для студентов гр змг (2011-2012 уч.Год)
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования