13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
НДС – вид косвенного налога на т-ры и услуги, влияющего на процесс ценообр-ния и стр-ру потр-ия. Предст-ет собой форму изъятия в бюжет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях пр-ва – от сырья до предметов потр-ия. Носителем НДС яв-ся конечный потреб-ль.
Преим-во НДС - он позволяет знач-но увел-ть доходы гос-ва от доходов, идущих на потр-ие, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно НДС в опред. степени стим-ет расширение пр-ва т-ов, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж прим-ся минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.
В РФ НДС явл-ся фед. налогом, установл. НК и обязательным к уплате на всей террит. РФ.
Налогопл-ки НДС: 1) орг-ии; 2) инд-ые пред-ли; 3) лица, призн-е нал-ми НДС в связи с переем-ем товаров через там-ую границу РФ, опр-ые в соотв-ии с Там-ым кодексом РФ.
Объектом н/о признаются следующие операции: 1) реал-я т-ов (р, у) на тер-ии РФ, а также передача имущ-х прав, а также передача права соб-ти на Т,Р,У на безвозм основе 2) передача на тер-ии РФ т-ов (выполнение работ, оказание услуг) для собств-х нужд, расходы на кот-ые не прин-ся к вычету (в т. ч. через амортизационные отч-ия) при исчислении налога на прибыль орг-ций; 3)выполнение строительно-монтажных работ для собств-го потр-ия; 4)ввоз товаров на там-ую тер-ию РФ.
Не призн-ся объектом н/о:1)Передача на безвозм основе об-ов осн ср-в органам гос власти, бюдж учр-ям.унит п/п 2)Реализ-я земельн участков, 3)Передача имущ прав орг-ии ее правоприемнику.
Не подлежат н/о:1)услуги по предост-ю в польз-е жилых помещений. 2)Мед услуги, за искл косметич, 3)услуги по уходу за больными, инвалидами, 4)услуги по содержанию детей в дошкольн учрежд-х, 5)Ритуальн услуги, 6)Продажа тов , помещен под тамож режим беспошлин торговли, 7)Реализация предметов религ назначения,8) рал-я Т,Р,У, осущ-х:А)общ орг-ми инвал, среди к-х инвалиды и ихзакон предстваители сост-ют не менее 80%, Б)Орг-ми, уставн капит к-ых полностю состоит из вкладов общ орг-и1 инвалидов.если среднесписчислен инвалидов среди раб-ов не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%, В)Учреждениями, единственными собственниками имущ-ва к-ых явл-ся обш орг-ии инвалидов, 8)осущ-е банк операций, 9)Оказ-е страх услуг, 100услуги адвокатов, нотариусов.
С 2001 г. применяется 3 ставки НДС: 1.По ставке 0% производится обложение 1)товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, 2) работ, услуг, выполн-х в космич пространстве. 2.По ставке 10% облагается реал-ия 1)продовольст-х товаров, 2)т-ов для детей, 3)периодич печатных изданий, 4)книжной продукции и 5)изделий медиц. назначения. 3.По ст. 18% произв-ся облож-е реал-ии в ост-ых случаях.
Порядок исчисления налога
Налоговая база 1)при реал-и т-в (р,у) опр-ся: а)как стоим Т,Р,У, исходя из рын цен (без включения налога), б)при получ-ии налогоплат-ом оплаты, частичн оплаты в счет предстоящ поставок – нал база опр-ся исходя из сумм получ оплаты с учетом налога, 2)при передаче имущ прав: а)при уступке дан треб-я – нал база пор-ся как при реализ-ии, б)при приобр-ии денежн треб-я – нал база= сумме прев-я дох-ов, получ-х от должника, над суммой расх по приоб-ю данного треб-я, 3)При передаче Т,Р,У для собств нужд – нал база опр-ся исходя из ст-ти аналог тов-ов с учетом акцизов (без включения НДС), 4)при вып-ии строит-монт работ для собств нужд – нал база опр-ся исходя из фактич расходов налогоплат-ка, 5)при ввозе тов на тамож тер-ю – нал база= там ст-ть тов +там пошл+Акциз
Сумма налога при опред-нии нал. базы исч-ся как соответств. Нал. ставке процентная доля нал. базы - Вычеты
Налоговый период уст-ся как квартал.
Роль в формироваии гос. доходов
НДС занимает ключевое место в системе гос. доходов развитых стран. На его долю прих-ся в среднем около 17% налоговых пост-й конс. бюджета РФ в с 2007 г. или 2261,1 млрд. руб.. Причины популярности НДС: 1) необх. усл-е наличия НДС в нал. системе для членства в ЕС; 2) стремление увел-ть гос. доходы за счет налогов на потр-е – НДС способен знач-но увеличить пост-я в бюджет страны по сравнению с др. налогами; 3) НДС позв-т оперативно проводить нал. операции с помощью технич-х средств и опр-й системы документооборота; 4) высокая степень нейтральности налога.
Недостатки НДС: приводит к росту цен на товары (р,у) на всех стадиях продвижения т-ров до конечного потр-ля, что вызывает доп. инфляцию и снижение совокуп. спроса, а эти факторы сдерживают экон. развитие.
В РФ с 2001 г. НДС полностью поступает в фед. бюджет и явл-ся главным доходным источником фед. бюджета (наряду с там-ми пошлинами). Так, за период 2005-2008 гг. доля НДС в структуре всех доходов фед. б-та изменилась с 28,7% до 23%, уступив лидирующие позиции в пользу тамож. пошлин. В номинальном выражении пост-ия по НДС за период 2005-2008 гг. увел-сь практически в 1,5 раза – с 1472 млрд. в 2005 г. до 2132,2 млрд. руб. в 2008г.
- 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- 2. Финансовые ресурсы общества и источники их формирования
- 3. Финансовая система Российской Федерации, её основные звенья и их взаимосвязь
- 4. Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 5. Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики.
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в соц.-экон. Развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит: сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок, как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- 10. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты управления, функциональные элементы, их характеристика.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключения аудитора.
- 18. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- 19. Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы.
- 31. Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики.
- Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- 35. Бюджетный кодекс: общая характеристика
- 36 Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- 37 Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ввп.
- Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 39 Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм.
- Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 42. Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 50 Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 51. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 52. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 53. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориальных фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 54. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования.
- Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета.
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 60. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета.
- 61 Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- 62. Меры ответственности за бюджетные правонарушения
- 63. Бюджетная система и направления развития бюджетной реформы.
- 64. Организация исполнения бюджета.
- 65. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат
- 66. Бюджетирование, ориентированное на результат.
- 67. Программно-целевые методы планирования
- Функции денег и их роль в рыночной экономике
- Закон денежного обращения
- Сущность безналичного денежного оборота.
- Налично-денежный оборот и принципы его организации
- Ссудный процент, норма процента
- 7. Эволюция денег. Общественная связь с производством.
- 8. Теории денег
- 9. Понятие денежного мультипликатора и его управления
- 10. Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем
- 11. Понятие валютной системы и их виды
- 12. Кредитная система и ее элементы.
- 13. Сущность, функции и роль банков.
- Количественная теория денег
- Типы финансово-кредитных систем
- 16. Денежная масса и денежная база.
- 17. Необходимость создания центральных банков. Основные функции.
- 18. Формы и виды инфляции
- 19. Роль денег в воспроизводственном процессе
- Понятие и структура финансового рынка.
- 2. Объективные основы функционирования финансового рынка
- 4. Значение финансового рынка как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
- 5. Законодательная база, регулирующая функционирование фондового рынка в Российской Федерации
- Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
- Роль фсфр в регулировании фондового рынка.
- Виды и классификация ценных бумаг
- Профессиональные участники фондового рынка.
- Организация биржевой торговли ценными бумагами.
- Фондовые индексы, их виды.
- 3. Налоговая система Российской Федерации: понятие, общая характеристика, структура и факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России.
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристика отдельных групп налогов.
- 5. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели, задачи. Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности.
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание и формы. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны.
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность.
- 1. Налогоплательщики обязаны:
- 9. Роль и место Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и части второй.
- 10 Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организации Порядок исчисления налога на прибыль организации и авансовых платежей.
- 13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.
- 14. Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 15. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 16. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Вопрос 17. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 20. Основные налоговые теории и современные интерпретации.