logo
шпоры к госам

13. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов.

НДС – вид косвенного налога на т-ры и услуги, влияющего на процесс ценообр-ния и стр-ру потр-ия. Предст-ет собой форму изъятия в бюжет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях пр-ва – от сырья до предметов потр-ия. Носителем НДС яв-ся конечный потреб-ль.

Преим-во НДС - он позволяет знач-но увел-ть доходы гос-ва от доходов, идущих на потр-ие, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно НДС в опред. степени стим-ет расширение пр-ва т-ов, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж прим-ся минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.

В РФ НДС явл-ся фед. налогом, установл. НК и обязательным к уплате на всей террит. РФ.

Налогопл-ки НДС: 1) орг-ии; 2) инд-ые пред-ли; 3) лица, призн-е нал-ми НДС в связи с переем-ем товаров через там-ую границу РФ, опр-ые в соотв-ии с Там-ым кодексом РФ.

Объектом н/о признаются следующие операции: 1) реал-я т-ов (р, у) на тер-ии РФ, а также передача имущ-х прав, а также передача права соб-ти на Т,Р,У на безвозм основе 2) передача на тер-ии РФ т-ов (выполнение работ, оказание услуг) для собств-х нужд, расходы на кот-ые не прин-ся к вычету (в т. ч. через амортизационные отч-ия) при исчислении налога на прибыль орг-ций; 3)выполнение строительно-монтажных работ для собств-го потр-ия; 4)ввоз товаров на там-ую тер-ию РФ.

Не призн-ся объектом н/о:1)Передача на безвозм основе об-ов осн ср-в органам гос власти, бюдж учр-ям.унит п/п 2)Реализ-я земельн участков, 3)Передача имущ прав орг-ии ее правоприемнику.

Не подлежат н/о:1)услуги по предост-ю в польз-е жилых помещений. 2)Мед услуги, за искл косметич, 3)услуги по уходу за больными, инвалидами, 4)услуги по содержанию детей в дошкольн учрежд-х, 5)Ритуальн услуги, 6)Продажа тов , помещен под тамож режим беспошлин торговли, 7)Реализация предметов религ назначения,8) рал-я Т,Р,У, осущ-х:А)общ орг-ми инвал, среди к-х инвалиды и ихзакон предстваители сост-ют не менее 80%, Б)Орг-ми, уставн капит к-ых полностю состоит из вкладов общ орг-и1 инвалидов.если среднесписчислен инвалидов среди раб-ов не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%, В)Учреждениями, единственными собственниками имущ-ва к-ых явл-ся обш орг-ии инвалидов, 8)осущ-е банк операций, 9)Оказ-е страх услуг, 100услуги адвокатов, нотариусов.

С 2001 г. применяется 3 ставки НДС: 1.По ставке 0% производится обложение 1)товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, 2) работ, услуг, выполн-х в космич пространстве. 2.По ставке 10% облагается реал-ия 1)продовольст-х товаров, 2)т-ов для детей, 3)периодич печатных изданий, 4)книжной продукции и 5)изделий медиц. назначения. 3.По ст. 18% произв-ся облож-е реал-ии в ост-ых случаях.

Порядок исчисления налога

Налоговая база 1)при реал-и т-в (р,у) опр-ся: а)как стоим Т,Р,У, исходя из рын цен (без включения налога), б)при получ-ии налогоплат-ом оплаты, частичн оплаты в счет предстоящ поставок – нал база опр-ся исходя из сумм получ оплаты с учетом налога, 2)при передаче имущ прав: а)при уступке дан треб-я – нал база пор-ся как при реализ-ии, б)при приобр-ии денежн треб-я – нал база= сумме прев-я дох-ов, получ-х от должника, над суммой расх по приоб-ю данного треб-я, 3)При передаче Т,Р,У для собств нужд – нал база опр-ся исходя из ст-ти аналог тов-ов с учетом акцизов (без включения НДС), 4)при вып-ии строит-монт работ для собств нужд – нал база опр-ся исходя из фактич расходов налогоплат-ка, 5)при ввозе тов на тамож тер-юнал база= там ст-ть тов +там пошл+Акциз

Сумма налога при опред-нии нал. базы исч-ся как соответств. Нал. ставке процентная доля нал. базы - Вычеты

Налоговый период уст-ся как квартал.

Роль в формироваии гос. доходов

НДС занимает ключевое место в системе гос. доходов развитых стран. На его долю прих-ся в среднем около 17% налоговых пост-й конс. бюджета РФ в с 2007 г. или 2261,1 млрд. руб.. Причины популярности НДС: 1) необх. усл-е наличия НДС в нал. системе для членства в ЕС; 2) стремление увел-ть гос. доходы за счет налогов на потр-е – НДС способен знач-но увеличить пост-я в бюджет страны по сравнению с др. налогами; 3) НДС позв-т оперативно проводить нал. операции с помощью технич-х средств и опр-й системы документооборота; 4) высокая степень нейтральности налога.

Недостатки НДС: приводит к росту цен на товары (р,у) на всех стадиях продвижения т-ров до конечного потр-ля, что вызывает доп. инфляцию и снижение совокуп. спроса, а эти факторы сдерживают экон. развитие.

В РФ с 2001 г. НДС полностью поступает в фед. бюджет и явл-ся главным доходным источником фед. бюджета (наряду с там-ми пошлинами). Так, за период 2005-2008 гг. доля НДС в структуре всех доходов фед. б-та изменилась с 28,7% до 23%, уступив лидирующие позиции в пользу тамож. пошлин. В номинальном выражении пост-ия по НДС за период 2005-2008 гг. увел-сь практически в 1,5 раза – с 1472 млрд. в 2005 г. до 2132,2 млрд. руб. в 2008г.