Перечень
видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию
1. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта).
2. Государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования.
3. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь в возмещение морального вреда, причиненного работникам.
4. Компенсации, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (кроме компенсаций, выплачиваемых: за неиспользованный трудовой отпуск; вместо предупреждения о предстоящем высвобождении; за особые условия труда); суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
5. Стоимость выдаваемых в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Беларусь, специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезжиривающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания или в соответствующих законодательству случаях сумма денежных затрат по их приобретению; форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6. Стоимость наград в денежном или натуральном выражении, присуждаемых за призовые места на районных, областных, республиканских соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных соревнованиях.
7. Единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию.
8. Суммы средств, выдаваемые работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством Республики Беларусь в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, а также на полное или частичное погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели.
9. Материальная помощь работникам:
оказываемая в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, а также в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, тяжелой болезнью, смертью их близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка;
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
10. Стоимость приобретенных за счет средств нанимателя путевок в детские оздоровительные учреждения, бесплатно выдаваемых работникам билетов на детские представления и (или) кондитерских наборов их детям в связи с праздником Нового года.
11. Доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты).
12. Заработная плата, начисленная за работу в день проведения республиканского субботника.
13. Суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата.
14. Оплата труда в иностранной валюте, получаемая работниками, направленными в соответствии с законодательством Республики Беларусь на работу за границей.
15. Суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии и договорам добровольного страхования медицинских расходов, включаемые в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) в порядке и размерах, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
16. Доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую ниже оплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
17. Суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях.
Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.
Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, соответствующих Инструкции о порядке зачисления на счета, учета и использования средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Фонда от 28 июня 2006 г. № 1/5.
Составляется в рублях нарастающим итогом с начала года и представляется плательщиком в орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пересылке по почте не подлежит)
Налогообложение в свободных экономических зонах: оценка современного состояния, механизм взимания.
Свободные экономические зоны можно определить как обособленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иностранного капитала являются: развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.
Территория СЭЗ является таможенной территорией РБ, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ.
Это означает, что:
При ввозе иностранных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не принимаются;
При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории РБ налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от места происхождения товара;
При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ за пределы РБ налоги, таможенные платежи не применяются, за исключением сборов за таможенное оформление.
Свободные экономические зоны созданы в РБ.(6 зон): СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест».
Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, в качестве резидентов свободной экономической зоны на территории РБ.
Налоговый механизм СЭЗ в отличие от республиканского налогообложения состоит, прежде всего, в пониженных ставках основных видов налогов: НДС и налога на прибыль. Применяется также механизм налоговых освобождений от уплаты налога на прибыль по продукции собственного производства (налоговые каникулы предоставляются сроком на 5 лет), целевых бюджетных фондов, ограничиваются ведения местных налогов и сборов.
Таким образом, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь,
уплачивают:
налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки;
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на недвижимость со стоимости зданий и сооружений, расположенных за пределами СЭЗ;
экологический налог;
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
земельный налог;
государственную пошлину;
патентные пошлины;
оффшорный сбор;
гербовый сбор;
таможенные пошлины;
таможенные сборы;
местные налоги и сборы;
1.2. производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины).
Льготы:
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.
Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь. Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.
Специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ не распространяется на:
общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;
В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ не освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным за пределами территорий соответствующих СЭЗ;
Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Под производителями сельхозпродукции понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, а также организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет в части этой деятельности.
При этом под сельхозпродукцией подразумевается продукция растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, произведенная этими организациями.
При отнесении продукции к отрасли растениеводства, животноводства, пчеловодства и рыбоводства следует руководствоваться Общегосударственными классификаторами РБ «Виды экономической деятельности»
К сельхозорганизациям можно отнести и подсобные хозяйства организаций, у которых производство сельхозпродукции не является основным видом деятельности.
Плательщиками единого налога являются организации - производители сельскохозяйственной продукции, являющиеся юридическими лицами.
Право перейти на уплату единого налога предоставляется организациям, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет, и выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности (но не более чем за предыдущий финансовый (бюджетный) год) филиала или иного обособленного подразделения, а также другим производителям сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий финансовый (бюджетный) год.
Вновь созданные производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога при условии подачи в налоговый орган по месту постановки на учет заявления
Для производителей сельскохозяйственной продукции, перешедших на уплату единого налога, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов (пошлин):
- акцизов;
- налога на добавленную стоимость;
- государственных пошлин;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
- таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Производители сельскохозяйственной продукции при выплате заработной платы физическим лицам, а также других доходов физическим лицам обязаны удерживать налоги с выплачиваемых сумм в соответствии с законодательством.
Объектом обложения единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
К средствам от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества при определении валовой выручки относятся в том числе:
- реализация продукции, товаров (работ, услуг) своим работникам, включая реализацию в порядке натуральной оплаты труда;
- безвозмездная передача основных фондов и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг)
В валовую выручку для целей налогообложения не включаются:
средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;
стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм;
стоимость основных средств, объектов нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов при их ликвидации, списании;
стоимость имущества при безвозмездной его передаче государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам;
средства, полученные от операций с ценными бумагами,
выручка крестьянских (фермерских) хозяйств, полученная в течение трех лет с момента их регистрации от реализации произведенной этими хозяйствами продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг), включая безвозмездно полученные денежные средства, товары (работы, услуги) и иное имущество,
Ставка единого налога для организаций, которые признаются плательщиками единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, производящих сельскохозяйственную продукцию, устанавливается в размере 1процента от валовой выручки филиала или иного обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет, а для иных производителей сельскохозяйственной продукции - в размере 1 процента от их валовой выручки. (с 1 января 2011 года, до этого была ставка 2 %).
Производители сельскохозяйственной продукции, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, должны представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление и сведения о финансово-хозяйственной деятельности по форме
Вновь созданные производители сельскохозяйственной продукции при подаче ими заявления сведения о финансово-хозяйственной деятельности не заполняют.
Заявление о переходе на уплату единого налога и сведения о финансово-хозяйственной деятельности (кроме вновь созданных организаций) представляются производителями сельскохозяйственной продукции не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они желают перейти на уплату единого налога.
Налоговый орган не вправе отказать производителям сельскохозяйственной продукции в переходе на уплату единого налога при выполнении всех условий, предусмотренных Декретом N 27 (организация создана в форме хозяйственного товарищества или общества, производственного кооператива, унитарного предприятия; выручка от реализации произведенной организацией продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов общей выручки за предыдущий финансовый (бюджетный) год; организация относится к вновь созданному производителю сельскохозяйственной продукции при условии подачи ею соответствующего заявления и сведений), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Решение о возможности уплаты единого налога или мотивированный отказ в его применении выносится налоговым органом в 10-дневный срок со дня подачи производителями сельскохозяйственной продукции заявления о переходе на уплату единого налога и необходимых сведений.
Применение производителями сельскохозяйственной продукции единого налога прекращается в случае:
- несоблюдения условия;
- принятия производителями сельскохозяйственной продукции решения о переходе на общий порядок налогообложения.
Данное решение принимается производителями сельскохозяйственной продукции по их желанию (добровольно), а переход на общий порядок налогообложения осуществляется с начала нового квартала, следующего за кварталом, в котором было принято указанное решение.
При несоблюдении в текущем финансовом (бюджетном) году условия, производители сельскохозяйственной продукции, применяющие единый налог, обязаны перейти на общий порядок налогообложения с начала года, следующего за текущим финансовым (бюджетным) годом.
При принятии производителями сельскохозяйственной продукции добровольного решения о переходе на общий порядок налогообложения они обязаны проинформировать о таком решении налоговый орган не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они решили перейти на общий порядок налогообложения, посредством подачи заявления об отказе в применении единого налога по форме, приведенной в приложении 5 к настоящим Методическим указаниям.
Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие в текущем финансовом (бюджетном) году на общий порядок налогообложения, не вправе в этом же году вновь перейти на уплату единого налога.
Уплата единого налога производится по результатам хозяйственной деятельности производителями сельскохозяйственной продукции за отчетный период (месяц) на основании налоговой декларации (расчета) не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому налогу представляется в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Местные налоги и сборы: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
- Вопросы
- 7. Общая характеристика объектов налогообложения.
- Нарушения и размер экономических санкций в сфере налогообложения для юридических лиц
- Порядок расчета акцизов:
- 1. Порядок расчета ндс:
- 2. Порядок расчета акциза
- Порядок расчета экологического налога.
- Порядок расчета земельного налога
- Перечень
- Налог за владение собаками
- Курортный сбор
- Сбор с заготовителей
- - Физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям – инвалидам в возрасте до восемнадцати лет,