47. Управление товарно-материальными запасами
Прежде чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.
Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.
Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.
Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:
отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
оплата труда специального персонала;
дополнительные налоги;
постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.
В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:
потери от простоя производства,
потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
потеря потенциальных покупателей и др.
Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Т. е. На рынке действуют побудительные мотивы. Пол назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.
Управление запасами на каждом из этих участков имеет свою специфику.
Рассмотрим каждый из этих видов запасов.
Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.
Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления.
Как уже отмечалось, производственные и товарные запасы делятся на:
Текущие запасы — главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
Страховые запасы — обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.
Страховой запас, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить.
При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Сезонные запасы — появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:
переходящие;
подготовительные;
неликвидные;
запасы в пути и др.
К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.
Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.
Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.
Запасы в пути — запасы находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.
В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. При больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. Например, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.
Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:
J= ST,
где,
J — общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;
S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;
Т — среднее время транспортировки.
Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой — финансовыми затратами.
Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа — EOQ (economic order quantity), который вычисляется по формуле:
EOQ = 2AD/vr
где,
А — затраты на производство;
D — средний уровень спроса;
v — удельные затраты на производство;
r — затраты на хранение.
Предлагаемые компанией услуги в той или иной степени, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы досчтаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев.
Поскольку на предприятиях различных отраслей создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, то объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. Например, на некоторых предприятиях народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической системы должно включить проблему управления запасами, которая конкретизируется в следующих вопросах:
Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?
В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики?
Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии производственного процесса?
Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами?
Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания?
Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения количества складов?
Как и где следует размещать страховые запасы?
Перспективным вариантом решения проблем складирования является «производство без складов», внедрение которого невозможно без кардинальных изменений во всем комплексе процессов, обеспечивающих производство и требующее значительных финансовых вложений. При этом необходимо было решить несколько задач, среди которых, прежде всего, выделим задачу создания высокоточной информационной системы по управлению запасами, позволяющей использовать банк данных в реальном масштабе времени.
Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
определение размера гарантийного (страхового) запаса;
расчет размера заказа;
определение интервала времени между заказами.
Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:
Модель с фиксированным размером заказа
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами
Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
Модель «Минимум — Максимум»
Модель с фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимальный желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа (ОР) выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ, так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас (РЗ), служащий для предотвращения дефицита.
Для определения максимального желательного запаса (МЖЗ) используется формула:
МЖЗ = ОР + РЗ.
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами работает следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ.
Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически (как во втором случае), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.
В зафиксированные моменты заказов расчет размера заказа производится по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ – ТЗ + ОП,
где,
РЗ — размер заказа, шт.;
МЖЗ — желательный максимальный заказ, шт;
ТЗ — текущий заказ, шт;
ОП — ожидаемое потребление за время.
В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП,
где,
РЗ — размер заказа, шт.;
МЖЗ — максимальный желательный заказ, шт.;
ПУ — пороговый уровень запаса, шт.;
ОП — ожидаемое потребление до момента поставки, шт.
Модель «Минимум — Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.
При ближайшем рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижение размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматривается два случая: спрос на продукцию (Tд) — детерминированная или случайная величина. В первом случае: PЗ = Пд x Tзп, где Tзп — время возможной задержки поставки. Во втором, время поставки и время возможной задержки поставки — детерминированы. Значит ежедневный спрос за предыдущий период определяется как математическое ожидание и дисперсия . Время между моментом размещения заказа и моментом его получения (Q): Q = Tп + Tзп. Спрос за время равен сумме ежедневных спросов, если более 4-х дней, то суммарный спрос распределен по нормальному закону с математическим ожиданием M(Пq) = Q * M(Пд), и дисперсией D(Пq) = Q * M(Пд).
Зададимся вероятностью возможного дефицита , по таблице нормального распределения находим , значит
Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного.
Оптимальный размер заказа находится по формуле Уилсона:
где,
К- затраты на размещение одного заказа;
h — издержки на хранение 1 ед. продукции в ед. времени.
Выше были рассмотрены однопродуктовые модели. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество с одними транспортными расходами. При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. В этих случаях более жизненными являются вторая и третья модели.
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Предельная полезность. Кривые безразличия
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт, валовой национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- Основные макроэкономические показатели Потоковые величины.
- Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры.
- Методы расчета ввп как важнейшего показателя для измерения объема национального производства.
- Расчет внп.
- Номинальный и реальный ввп.
- Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- Содержание и принципы финансовой политики государства.
- Финансовая система государства.
- Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- Доходы бюджета, и их характеристика
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- Федеральные налоги рф.
- 21. Региональные налоги рф
- Местные налоги и сборы.
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 1.1. Государственный внутренний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 1.2. Государственный внешний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- Бюджетный процесс в рф.
- 1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
- Финансовый контроль.
- Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли
- Планирование прибыли
- Распределение и использование прибыли предприятия
- Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 2. Источники формирования оборотных средств.
- Организация финансовой работы на предприятии.
- 35. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
- Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- 2. Источники информации для финансового анализа
- Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия.
- 39. Анализ кредитоспособности предприятия
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия Анализ финансовой устойчивости организации Что такое финансовая устойчивость
- Как рассчитывается показатель финансовой устойчивости
- Анализ финансовой устойчивости по данным отчетности российских компаний
- 41. Оценка стоимости собственного капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 1 Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- Управление оборотными денежными фондами.
- 47. Управление товарно-материальными запасами
- Управление дебиторской задолженностью.
- Проблемы управления дебиторской задолженностью:
- Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности строится на получении следующей информации:
- Эффективное управление дебиторской задолженностью достигается за счет:
- 49. Краткосрочное финансовое планирование
- 50. Долгосрочное финансовое планирование
- 6.1. Прогноз продаж.
- 6.2. Методы прогноза продаж.
- 6.3. Метод процента от продаж и его применение в финансовом планировании.
- 6.4. Определение потребности во внешнем финансировании.
- 5.6.5. Метод "издержки - объем - прибыль". Гибкость финансового планирования.
- Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 52. Методы анализа денежных потоков
- 53. Планирование денежных потоков
- Диагностика банкротства предприятия.
- 57. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 58. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- Метод чистой текущей стоимости
- Метод внутренней нормы доходности
- Метод индекса прибыльности
- Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 3.Прямые иностранные инвестиции в России
- Портфельные иностранные инвестиции в России.
- 62. Риск и доходность: теория портфеля
- 63. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте
- 64. Методы управления финансовым риском.
- 65. Методы исследования риска бизнеса
- Основными инструментами хеджирования являются фьючерс, форвард, опцион и своп, каждый из них используется в зависимости от целей хеджирования. Хеджирование фьючерсными контрактами
- Хеджирование форвардными контрактами
- Хеджирование свопом
- 68. Имущественное страхование
- 69. Медицинское страхование
- 71. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 73. Облигации как инструмент заемного финансирования
- 1 Общая характеристика облигации
- 2 Классификация облигаций
- 3 Элементы стоимостной оценки облигации
- 4 Государственные ценные бумаги
- 75. Принципы функционирования фондовых бирж.
- 76. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 77. Производные ценные бумаги
- 78. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- Понятие денежной массы и денежной базы.
- Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 82. Принципы организации и формы безналичных расчетов
- 8. Принцип документарного оформления расчетных операций.
- Формы безналичных расчетов
- 83. Сущность кредита, его функции
- 84. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе
- Регулирование международной валютной ликвидности страны;
- 85. Конвертируемая валюта ее виды
- 86. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- 87. Задачи и функции центральных банков
- 88. Денежно-кредитная политика цб рф
- Методы денежно-кредитной политики цб
- 89. Понятие ссудного и банковского процента
- 90. Активные операции коммерческих банков
- 91. Пассивные операции коммерческих банков
- Эмиссия банкнот;
- 92. Понятие банковских услуг и их виды
- 93. Международная валютная система.
- 1. Эволюция мировой валютной системы (мвс)
- 1.«Золотой стандарт» или Парижская валютная система
- 1.2 От Генуэзской к Бреттонвудская валютная система.
- 1.3 Ямайская валютная система.
- 95. Информационная безопасность в финансовых системах
- 96. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
- 97. Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах