Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
При рассмотрении вопроса об ответственности за нарушения налогового законодательства следует учитывать, что ответственность за те или иные налоговые правонарушения предусмотрена в Налоговом кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РФ, Уголовном кодексе РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Таким образом, при совпадении состава налогового правонарушения с составом, предусмотренным административным законодательством, вопрос о квалификации данного деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ.
Иная ситуация возникает, когда в соответствии с Уголовным кодексом налоговое правонарушение имеет признаки преступления. В данном случае при доказательстве вины налогоплательщика (плательщика) сборов он будет привлечен как к налоговой, так и к уголовной ответственности.
Для анализа составов правонарушений, а также видов и форм ответственности по ним рассмотрим таблицу 16.1.
Таблица 16.1
Ответственность за нарушения налогового законодательства
Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов
Ответственность должностных лиц по КОАП РФ
Ответственность по НК РФ
Состав правонарушения
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Нарушение, сопряженное с ведением деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем | 10 тыс. руб. Штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей | От 500 руб. до 1 тыс. руб. От 2 тыс. до 3 тыс. руб. |
Нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке. Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета | 5 тыс. руб. 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за | Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб. |
Состав правонарушения | Ответственность по НК РФ | Ответственность должностных лиц по КОАП РФ |
| каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 ООО рублей | Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ | 200 руб. | - |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода; в течение более одного налогового периода; если эти деяния повлекли занижение налоговой базы | 10 тыс. руб. 30 тыс. руб. Штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей | Штраф на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия); умышленно | 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) |
|
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению |
|
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | 30 тыс. руб. |
|
Состав правонарушения | Ответственность по НК РФ | Ответственность должностных лиц по КОАП РФ |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НКРФ | Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ 10 тыс. руб. | От 300 до 500 руб. |
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний | 1 тыс. руб. 3 тыс. руб. |
|
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода | 500 руб. 5 тыс. руб. |
|
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года | 5 тыс. руб. 20 тыс. руб. |
|
Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений | Штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. |
|
Состав правонарушения | Ответственность по НК РФ | Ответственность должностных лиц по КОАП РФ |
количества названных объектов. Деяния, совершенные более одного раза | Штраф в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. |
|
Ответственность банков | ||
Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет | 20 тыс. руб. 40 тыс. руб. | Штраф на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб. |
Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа | Влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки | Штраф на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. |
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей | Штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а | Штраф на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. |
Ст. 75 НК РФ уплата налогов и сбо- 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от ров в более поздние по сравнению с неуплаченной суммы за каждый день про-установленным законодательством срочки
Пени за просрочку уплаты (перечисления) налогов и сборов
Состав правонарушения | Ответственность по НК РФ | Ответственность должностных лиц по КОАП РФ |
по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации | при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб. |
|
Неправомерное неисполнение банком в установленный срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа | Влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансир ования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки. Штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы |
|
Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения | 20 тыс. руб. |
|
сроки
Уголовная ответственность граждан и должностных лиц за налоговые правонарушения, имеющие признаки состава преступления, наступает при выявлении фактов:
- уклонения физического лица от уплаты налогов путем непредставления декларации о доходах в случае, когда подача декларации является
обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, совершенного в крупном размере (часть 1 ст. 198 УК РФ),
совершения того же деяния, но в особо крупном размере, или лицом, ранее осужденным за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 УК РФ (часть 2 ст. 198 УК РФ).
К уголовной ответственности можно привлечь только физических лиц, за уклонение фирмы от уплаты налогов суд обычно привлекает к уголовной ответственности руководителя, поскольку именно он является ответственным за законность осуществляемых организацией хозяйственных операций. Уголовная ответственность наступает тогда, когда сумма налогов имеет крупный или особо крупный размер. С 2010 года Федеральный закон от 29.12.09 г. № 383-ФЗ многократно увеличил эти суммы. Начиная с 1.01.2010 г. крупным размером суммы при уклонении от уплаты налогов или сборов физическим лицом является:
сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей (при этом доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов);
сумма неуплаченных налогов и сборов за период трех финансовых лет подряд, превышающая 1800000 рублей.
Особо крупным размером суммы при уклонении от уплаты налогов и сборов является:
сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и сборов;
неуплаченная сумма налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд, превышающая 9000000 рублей.
Что касается организаций, то при тех же условиях соответственно крупным размером считается сумма 2000000 рублей и 6000000 рублей, а особо крупным размером - в 10000000 рублей и 30000000 рублей.
Последние изменения.
Значительные поправки в гл. 14 НК РФ «Налоговый контроль» были внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
Особое внимание следует обратить на новую редакцию ст. 101 «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки». В п. 1 ст. 101 НК РФ говорится, что акт налоговой проверки и возражения по нему должны быть рассмотрены руководителем налогового органа или его заместителем в течение 10 дней. В рамках этого срока должно быть принято и решение. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. В п. 7 ст. 101 НК РФ указано, что после рассмот-
Отредактировал и опубликовал на сайте ■ PRESSI ( HERSON )
рения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Это решение вручается лицу, в отношении которого оно принято, в течение 5 дней после дня его вынесения, а вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения.
Существенные уточнения внесены в ст. 1011 НК РФ. В тексте этой статьи излагаются правила рассмотрения и принятия решения в случаях, когда нарушение законодательства о налогах и сборах допущены должностными лицами налогового органа. В п. 1 ст. 101 НК РФ установлен срок в 10 дней, в течение которого со дня выявления нарушения должен быть составлен акт. После получения этого акта в течение 10 дней должностное лицо, признанное нарушителем, имеет право представить в налоговый орган письменное возражение. По истечении этого срока проводится рассмотрение акта и возражений. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель налогового органа выносит свое решение в 10-дневный срок.
13 октября 2010 г. было подписано соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел РФ и Федеральной налоговой службой РФ, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов РФ в установленных сферах деятельности, в том числе в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и расследования преступлений. В соглашении также затронуты вопросы повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В данном случае четко разграничены сферы деятельности двух ведомств: криминальная и контрольная.
Принципами взаимодействия сторон являются:
взаимное доверие при строгом соблюдении государственной, служебной и налоговой тайн;
самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств;
законность и профессионализм;
плановость и непрерывность;
Статья 1 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
обязательность и безупречность исполнения достигнутых сторонами договоренностей.
Актуальность подготовки данного соглашения была обусловлена несколькими факторами.
С момента заключения предыдущего рамочного соглашения о взаимодействии Министерства внутренних дел РФ и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам прошло более 6 лет (оно было подписано 22 января 2004 г.), соответственно с этого времени поменялся статус налогового ведомства, изменились некоторые функции как ФНС, так и МВД России.
Развитие информационных технологий обусловило необходимость межведомственного взаимодействия посредством не только письменных запросов, но и обмена сведениями в электронном виде.
С 1 января 2011 г. налоговые преступления перешли в подследственность Следственного комитета Российской Федерации, соответственно возникла необходимость расширения перечня общественно опасных деяний, при выявлении которых МВД И ФНС России могут взаимодействовать.
Ранее два ведомства могли развивать свое сотрудничество только на основании совместных приказов. Однако время показало необходимость и востребованность утверждения порядка и методов взаимодействия иными правовыми актами, например протоколами.
В соглашении между МВД России и ФНС России нашли свое отражение и некоторые новые функции ведомств. Так, сотрудничество сторон в рамках соглашения осуществляется, прежде всего, по следующим основным направлениям:
1. Выявление и пресечение противоправной деятельности организа-ций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числеосуществляющих незаконное предпринимательство.
2. Выявление и пресечение нарушений законодательства:о налогах и сборах;
о валютном регулировании и валютном контроле; о государственной регистрации юридических лиц; о банкротстве;
о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции.
Кроме того, в рамках данного соглашения был заключен протокол между ФНС и МВД РФ об обмене информацией в электронном виде, который регулирует вопросы обмена сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах, за исключением сведений, со
ставляющих государственную тайну. Предусмотрена также разработка протоколов, регулирующих вопросы в сфере информационного взаимодействия и информационной безопасности. Информационное взаимодействие в электронном виде позволит повысить эффективность выполнения возложенных на ФНС России и МВД России функций путем совместного использования имеющихся информационных ресурсов.
Кризисные периоды в экономике обостряют все отношения, в том числе и отношения государства с бизнесом по поводу собираемости налогов. Государство должно проводить в этот период взвешенную политику: с одной стороны - это меры по стимулированию реального сектора экономики, с другой стороны - мобилизация всех организационных инструментов, повышающих действенность налогового контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усилия по преодолению последствий мирового экономического кризиса, разразившегося во второй половине 2008 года, не решили стоящих перед экономикой Российской Федерации проблем. Российская экономика по всем основным экономическим показателям - производство, инвестиции, бюджет, доходы населения - продолжает находиться в тяжелейшем состоянии. В то же время стагнация экономики является причиной возникновения и обострения множества социально-экономических и политических проблем.
Серьезные экономические проблемы, лежащие в основе глубочайшего кризиса, становятся приоритетной задачей и целью организаторской деятельности государства по разработке системы мер, направленных на преодоление кризисных явлений. К числу важнейших элементов такой системы следует отнести финансово-кредитную сферу, в том числе налоговую систему, реализация эффективных мер воздействия которой на экономику призвана противостоять продолжению экономического и финансового кризиса.
Разрешение столь масштабных социально-экономических преобразований, в которых находится Российская Федерация, в связи с продолжением мирового экономического кризиса, возможно лишь при проведении жестко управляемой налоговой реформы, ибо последняя является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики.
Очевидно, что в реализации этих задач особая роль принадлежит взвешенной налоговой политике, которая в долгосрочной перспективе должна быть нацелена главным образом на обеспечение условий инновационного развития экономики. Налоговая система Российской Федерации в период преодоления кризисных условий, наряду с фискальной ролью, должна выполнять активную стимулирующую роль, побуждая предприятия к росту объема производства.
В период преодоления последствий мирового экономического кризиса не следует прибегать к решительным действиям по проведению налоговой реформы. Вся работа должна быть направлена на укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Возникает необходимость существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, исходя из приоритетных направлений, укрепить доходную базу бюджетов всех уровней, создать механизмы эффективного контроля над использованием государственных финансовых ресурсов.
Главной задачей в условиях преодоления кризиса является обеспечение исполнения федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников финансировать социально-экономическое развитие страны.
В числе основных направлений налоговой реформы Российской Федерации в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса следует выделить следующие:
ослабление налогового бремени главным налогоплательщикам, формирующим подавляющую массу доходов и упрощение налоговой системы путем отмены неэффективных налогов;
расширение налоговой базы за счет отмены налоговых льгот, расширение числа налогоплательщиков и облагаемых доходов с учетом реализации принципа «налоговой справедливости»;
постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц с достаточно высоким уровнем доходов;
решение проблем, связанных со сбором налогов и контролем над соблюдением налогового законодательства.
Для преодоления сложившихся кризисных явлений представляется также целесообразным:
расширить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, поступающей в доход государства;
расширить меры по налоговому стимулированию инвестиций, направляемых предприятиями малого и среднего бизнеса на развитие, совершенствование и расширение производства, поддержку агропромышленного сектора;
усилить социальную направленность налогов.
Выполнение вышеназванных задач требует, с одной стороны, необходимости постоянного увеличения необлагаемого минимума доходов большинства граждан, имеющих их невысокий уровень, с другой - дифференцирования ступенчатой ставки налога на доходы физических лиц с высокими доходами.
Для преодоления кризисных явлений выдвигается достаточно много предложений, касающихся изменений действующих правил налогообложения и законопроектов, в которых присутствуют и новации по введению новых налогов и реформированию уже существующих.
Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики. Поддержку получат лишь те компании, в которых основным является интеллектуальный труд, поэтому для них предполагается до 2015 года снижение совокупной ставки страховых взносов до 14% в пределах страхового годового заработка. Необходимо предпринять ряд организационных мер по созданию условий активизации инновационной деятельности, что в перспективе окажет существенное влияние на укрепление налоговой базы бюджетной системы Российской Федерации. Формировать дополнительные доходы предполагается за счет расширения круга налогопла
телыциков, а также возникновения новых активных хозяйствующих субъектов. В налоговой реформе должно стать приоритетным создание налоговых стимулов различных льгот, способствующих развитию бизнеса. В перспективе предполагается восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль, действовавшую в стране. Кроме того, бизнес выступает за получение права вычитать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 50% стоимости затрат на обучение специалистов. Эти меры полностью отвечают потребности, направленной на активное стимулирование профессионального образования.
Следует отметить, что Министерство экономического развития выдвинуло предложения о введении акцизов на ряд товаров роскоши. Как показывает теория косвенного налогообложения, акцизы должны взиматься с товаров, спрос на которые является низко эластичным, то есть независимо от цены потребление все равно остается достаточно стабильным. К таким товарам следует отнести нефтепродукты, табак, алкоголь.
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса весьма актуальной является замена выпадающих доходов, возникающих от пересмотра налоговых ставок или их отмены, посредством переориентации налогообложения и реализации мер, направленных к незамедлительному переходу налогообложения на рентные платежи.
Рента природно-ресурсного происхождения по-прежнему остается наиболее перспективной и эффективной формой налогообложения, которая, по оценке ЦЭМИ РАН, может обеспечить более 50% реальных поступлений в бюджет, что в перспективе позволит отказаться от налогов, например налога на добавленную стоимость, применение которого в настоящее время тормозит рост объема производства и прибыли в реальном секторе экономики страны.
К налогам, с помощью которых государство полностью или частично изымает в бюджет природную ренту, относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых.
В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации вышеназванные ресурсы находятся в государственной собственности. Таким образом, рентные платежи, являясь юридической разновидностью налогов, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Применение рентных налогов позволит изымать до 100% рентного дохода, то есть добиваться потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, которая возникает как результат использования ограниченного ресурса.
Специфика рентных налогов состоит в том, что налогообложению должен подлежать потенциальный, а не фактически извлекаемый доход. Реализация этого принципа обяжет природопользователей обеспечить рациональное использование объектов общенародного достояния.
Следует подчеркнуть, что налогообложение рентных доходов широко используется в практике формирования доходов государственного бюджета в различных странах, например в Норвегии, Венесуэле, Чили, Арабских Эмиратах, в целях оптимизации налоговой системы и стимулирования экономического роста.
Но переход на рентную систему налогообложения в России в настоящее время тормозится. Он осложнен несколькими обстоятельствами.
Первое сводится к проводимой внутренней политике, направленной на защиту влиятельных олигархических структур, получающих сверхдоходы от природной ренты. Вполне естественно, что они оказывают и будут оказывать жесткое сопротивление введению рентного подхода к налогообложению.
Но наиболее серьезными являются обстоятельства, связанные с расчетами рентных доходов. Одни из них сводятся к необходимости кадастровой оценки земли и месторождений полезных ископаемых для осуществления расчета потенциальной сверхприбыли. Задача эта достаточно непростая, но вполне выполнимая, поскольку значительная часть месторождений открыта, соответственно по ним имеется геологическая информация.
Другая объективная проблема непосредственно связана с рынками сбыта продукции. Прежде всего, здесь речь идет о разнице цен на топливо мирового и внутреннего рынков. Переход на мировые рыночные цены на энергоносители внутри страны для национальной промышленности будет непосильным. Поэтому требуется дифференцированный подход к налогообложению рентных доходов производителей, ориентированных на экспорт, и тех, кто поставляет продукцию на внутренний рынок. Решение этой проблемы достигается введением экспортных пошлин, посредством которых сверхприбыль от экспорта сырья поступает в бюджет. Экспортные пошлины необходимо рассчитывать исходя из разницы между ценами внешнего и внутреннего рынков и с учетом разницы между обменными курсами, с учетом паритета между рублем и долларом. Подобная практика использования экспортных пошлин еще в 1992 году наполняла государственный бюджет почти на треть.
Мировой финансовый кризис со всей определенностью выявил причины появления и обострения противоречий в экономике. Реализация этих задач зависит не от принимаемых паллиативных мер, а от глубокого понимания кризисных процессов и решений, направленных на их преодоление.
Актуальным в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса является справедливое высказывание идеолога итальянского либерализма Франческо Саверио Нитти: "Налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление. Слишком высокие налоги на потребление сокращают потребление, следовательно, производство". А французский писатель Оноре де Бальзак значительно раньше писал: "Народ, не имеющий потребностей, - бедный народ".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Законы и нормативные документы
О бюджетной политике в 2008-2010 гг.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2009 год).
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 года №146-ФЗ (в ред. от 1.01.2011 г.).
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года № 145-ФЗ (в ред. от 1.01.2011 г.).
Закон РФ «Об основах налоговой системы» от 27.12.1991 года №2218-1.
Закон РФ от 12.02.1993 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 29.05.2002 года).
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ в редакции Федерального закона № 383-ФЗ от 29.09.2009 г.
Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Основные направления налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Режим доступа: http://minfin.ru
Федеральный закон от 30.11.95 г. «О континентальном шельфе».
Федеральный закон от 24.07.09 г. № 212-ФЗ о страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (с изменениями и дополнениями на 1.01.2011 г.).
Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 331-ФЗ о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 1.01.2011 г.).
О налоге на имущество физических лиц: Закон РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 (с изменениями и дополнениями).
Учебники и учебные пособия
Бабаева Э.У., Бертовский Л.В., Гавло В.К. Криминалистика. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Элит-2000, 2008 г. - 686 с.
Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами: Учебное пособие - Ростов н/Д : Феникс, 2007 г. - 400 с.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория, практика применения главы 14 Налогового кодекса РФ. - М.: Налоги и финансовое право, 2007 г. - 264 с.
Брызгалин А.В. Налоговая ответственность. Применение главы 16 НК РФ «Виды налоговых правонарушений» (ложные вопросы из практики налогового консультирования). - М.: Налоги и финансовое право, 2005 г. -272 с.
Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. Налогообложение организаций и физических лиц / Под ред. Т.Е. Косаревой. - 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010 г. - 240 с.
Лермонтов Ю. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения: перспективы совершенствования // Бюджет. -2008.-№6.
Титов А.С Налоговое администрирование и контроль: проблемы законодательного закрепления и правоприменения - М.: ВК, 2007. - 410 с.
Налоги и налогообложение - 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2009.
Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-декабре 2009 года: Статистический сборник. - СПб.: Петростат, 2010.
Юрзинова И.Л. Методология формирования системы целей и задач налоговой политики на федеральном уровне // Финансы и кредит. -2007.-№38.
Юшков Е.С. Налоговое администрирование и его роль в реализации налоговой политики // Налоги и финансовое право. - 2008. - № 10.
Баранова Л.Е., Фёдорова B.C. Налоговое планирование в страховых компаниях // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2009. - № 6.
Мельников А. Три инструмента в одном // Нефть России. -2007. -№ 12.
Ребов Д. Россия разрабатывает «Сахалин-2» раньше срока // КоммерсантЪ. - 2007. - № 72.
Эксперт Online. - 2006. - 20.09.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5