15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
Успешная реализация финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов зависит от эффективности системы государственного финансового контроля. Основную составляющую системы государственных финансов формируют государственные доходы и расходы. Наиболее значительным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоговые поступления. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля. Однако это не единственный фактор, указывающий на актуальность института налогового контроля. Система налогового контроля является средством государственного регулирования посредством использования налогового механизма. Как элемент управления налогообложением, налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения.
Налоговый контроль имеет двойственную природу. С одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов - возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги - принудительные денежные отношения, поэтому налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию - образование денежных фондов государства.
Таким образом, государственный налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, для обеспечения соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов.
Основными элементами налогового контроля являются:
субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
объект контроля;
формы и методы контроля;
порядок осуществления налогового контроля;
мероприятия налогового контроля;
направления налогового контроля;
техника и технологии налогового контроля;
категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;
периодичность и глубина налогового контроля.
Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.
Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов.
Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.
Государству таких масштабов, как Российская Федерация, потребовалась единая система государственных органов, специализирующаяся на осуществлении оперативного и систематического контроля в сфере налогообложения.
Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) определяет закрытый перечень различных государственных органов:
Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации (далее - налоговые органы).
Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (далее - таможенные органы).
Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (далее - сборщики налогов и сборов).
Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) ад-
Отредактировал и опубликовал на сайте ■ PRESSI ( HERSON )
министраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее - финансовые органы).
5. Органы государственных внебюджетных фондов.
Однако только налоговые органы и таможенные органы наделены полномочиями по проведению налогового контроля во всех его формах (ст. 82 НК РФ).
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации.
Необходимо отметить, что налоговые органы осуществляют не только налоговый контроль, но и другие виды контроля. В частности, не относится к налоговому контролю контроль вышестоящих налоговых органов за деятельностью нижестоящих налоговых органов, который по своей сути является ведомственным административным контролем в системе налоговых органов. ФНС как главный распорядитель и его подразделения как распорядители бюджетных средств осуществляют согласно ст. 266 и 269 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль в сфере использования и распределения бюджетных средств, который также не относится к налоговому контролю.
Налоговые органы Российской Федерации - организованная государством единая система контрольных органов за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов, других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством .
При выполнении задач по проведению налогового контроля Налоговым кодексом предусмотрен ряд прав, предоставленных налоговым органам (ст. 31 НК РФ), основные из которых таковы:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совер-
Статья 1 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
шении налоговых правонарушении, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и ФНС;
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, и др.
В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ФНС в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, и устанавливает порядок их заполнения.
Для реализации прав налогоплательщиков в Налоговом кодексе им корреспондируют следующие обязанности налоговых органов (ст. 32 НК РФ):
соблюдение законодательства о налогах и сборах,
осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов,
ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков,
проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставление форм установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения, выдача разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов, соблюдение налоговой тайны;
направление копий акта налоговой проверки и решения налогового органа налогоплательщику или плательщику сборов, налогового уведомления, требования об уплате налога и сбора.
В то же время ответственности за невыполнение должностным лицом налогового органа возложенных на него обязанностей Налоговым кодексом не предусмотрено.
Должностное лицо налогового органа может быть привлечено к ответственности при причинении убытка налогоплательщику вследствие неправомерных действий (решений), бездействия при исполнении служебных обязанностей (ст. 33 НК РФ). Однако данная норма носит декларативный характер, данная статья фактически не работает. Не прописан механизм определения убытка, понятие убытка, его размер. Гражданский кодекс РФ прямой ответственности виновных должностных лиц государственных органов не предусматривает. КоАП РФ предусматривает прямую ответственность должностного лица в виде наложения штрафа только за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр или за незаконный отказ в предос
тавлении (несвоевременное предоставление) сведений, содержащихся в реестре (ст. 14.25, пункт 1 и 2). Теоретически инспектор или руководитель может быть оштрафован за самоуправство в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ. Под самоуправством подразумевается "самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам". Например, самоуправством будет проведение налоговыми органами проверки при наличии определения суда о запрете совершения таких действий до вынесения решения по спору между организацией и ИФНС. Факт самоуправства нужно доказать в суде. Основанием для наложения штрафа на должностное лицо налогового органа является невыполнение им в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Примером такого нарушения может служить игнорирование начальником ИФНС постановления прокурора или суда. Ответственности должностного лица за неправомерные действия, в результате которых налогоплательщик понес материальные потери, законодатель при составлении КоАП "не учел". Крайняя мера, которая может быть определена судом в отношении государственного служащего, принявшего незаконные решения, это представление об увольнении (ст. 7 Закона РФ от 24.07.1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан") в случае неправомерных действий, нанесших материальный вред налогоплательщику, причем эта мера в отношении чиновников судами практически не применяется.
Таким образом, налогоплательщики и должностные лица налоговых органов изначально поставлены в неравные условия перед законом. Вина юридического лица ставится в прямую зависимость от вины его руководителей, а вина налогового органа с виной его должностного лица не связывается. Это приводит к тому, что сотрудники налоговых органов не чувствуют ответственности по отношению к налогоплательщику.
В 2006 году в результате проведения административной реформы были внесены отдельные изменения в I часть НК РФ. Они не затронули существенно правовой режим налогоплательщиков, но несколько уточнили обеспечение налоговой дисциплины, защиту прав и интересов добросовестных налогоплательщиков, упростили бюрократические процедуры.
Контроль в области налогообложения осуществляют также и некоторые другие административные структуры. Такими правами пользуются таможенные органы. Их обязанность по взиманию налогов, согласно Таможенному кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ, связана с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Определенные полномочия в области налогового контроля согласно ст. 36 НК РФ возлагаются на органы внутренних дел. По запросу налоговых органов они могут участвовать в налоговых проверках; получать сведения, составляющие налоговую тайну при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушениями законодательства Российской Федерации. Эти права и обязанности внесены в Закон «О милиции» после слияния Федеральной службы налоговой полиции с органами внутренних дел.
Для реализации этих полномочий разработана Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 г. № 76/АС-3-06/37, Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный Приказам МВД РФ от 26.12.2003 г. № 1033, и Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденная Приказом МВД от 16.03.2004 г. № 177.
Вместе с тем согласно ст. 36-37 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что механизм определения убытков, причиненных действиями сотрудников органов внутренних дел, в настоящее время не определен.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5