logo
теория

71. Управление государственным долгом

Управление государственным долгом представляет собой комплекс ме­роприятий государства, связанных с выпуском и размещением займов (долговых обязательств) государства, с выплатой доходов кредиторам, регулированием рынка государственных ценных бумаг, определением условий выпуска новых ценных бумаг, а также с предоставлением гарантий.

Целью управления государственным долгом является оптимизация за­трат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика,

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государ­ства и резкого колебания их курса,

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за це­левым использованием выделенных кредитов,

4) обеспечение своевременного возврата кредитов,

5) максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление, государственным долгом осуществляют органы-управ­ления, финансовые и кредитные организации.

В управлении государственным долгом страны должны быть соблюдены следующие основные принципы:

- безусловность — обеспечение режима безусловного выполнения го­сударством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые госу­дарство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

- единство — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств;

- снижение рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государст­венных обязательств;

- оптимальность структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

- сохранение финансовой независимости — поддержание оптималь­ной структуры долговых обязательств государства перед инвесторами;

- прозрачность — соблюдение открытости при выпуске займов, обес­печение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной инфор­мации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредит­ной репутации и рейтинга страны-заемщика.

При управлении государственным долгом необходимы затраты.

Основную долю расходов составляют первые три вида расходов.

Выплата доходов по займам и их погашение должны осуществляться за счет бюджетных средств.

Рефинансирование — погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обя­зательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущен­ных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия — это одностороннее изменение доходности" займов, т.е. го­сударство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация — это изменение условий обращения займов в части сро­ка их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.

Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Иногда применяют метод аннулирования государственного долга.

При аннулировании государственного долга государство отказывается от обязательств по выпущенным займам.

Займы аннулируются в двух случаях:

1) при финансовой несостоятельности государства;

2) при изменении политической обстановки. Например, в 1918 г. прави­тельство аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Оно не признало финансовых обязательств царской России.

Необходимо отметить, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. По­этому их применение требует глубокой предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.

Высшим органом управления государственным долгом на уровне РФ является Федеральное Собрание.