10.1. Таможенные пошлины
Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезные сдвиги. Наиболее прогрессивным, отразившим некоторые реформаторские тенденции периода перестройки стало таможенное законодательство 1990-х годов. Отход от принципа монополии во внешней торговле ознаменовал Таможенный кодекс СССР, принятый в 1991 году. Однако и он не решил всех проблем. И на смену ему, ознаменовав новый этап в развитии таможенного законодательства России, пришел кодекс 1993 г. (в ред. на 20.09.2000 г.).
С 1 января 2004 г. введен в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ. И этот Таможенный кодекс претерпел значительные изменения в связи с решением вопросов сотрудничества со странами СНГ и ближнего зарубежья.
Решением Межгосударственного евразийского совета экономического сообщества был принят обновленный Таможенный кодекс таможенного союза.
Федеральный закон о ратификации договора о Таможенном кодексе таможенного союза принят Государственной Думой 21 мая 2010 года.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности опирается на научно обоснованную внешнеэкономическую политику, современное законодательство и разработанные на его основе нормативные акты.
Новый Таможенной кодекс является документом, необходимым для вступления России в ВТО. В нем учтены правила Международной кон
венции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, что последовательно вытекает из проводимой нашим государством внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Поскольку экономическая политика направлена на достижение конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами, то она, несомненно, является составной частью внешней политики государства. С помощью определенного арсенала мер государство может способствовать притоку иностранных товаров на внутренний рынок, а также защитить внутреннюю экономику и вытеснить импортера со своего рынка.
На формирование внешнеэкономической политики определяющее влияние оказывают государство, монополистические группировки, различные ассоциации, объединения и комитеты. Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью ряда средств, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральным инструментом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, является таможенная пошлина. С ее помощью исторически регулировался внешнеторговый оборот.
Таможенная пошлина - это косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее . В настоящее время доля поступлений от взимания таможенных пошлин в доходной части бюджета развитых стран составляет примерно 10 - 20 %. В России ежегодный вклад таможенников составляет от 15 до 20 % доходной части федерального бюджета. В 2003 г. утверждена сумма таможенных пошлин и иных таможенных сборов и платежей 336,0 млрд руб., что составило 13,89 % доходной базы федерального бюджета, в 2005 г. - 919,0 млрд руб. или 27, 63 %, в 2008 году - 3484,9 млрд рублей или 37,58 %т.
Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам: по целям взимания, по объекту обложения, по способу взимания, в зависимости от страны происхождения товара, по характеру происхождения. Рассмотрим каждый из названных признаков.
С 2005 года таможенная пошлина считается неналоговым доходом. Данные взяты из законов о федеральном бюджете и из «Вестника администрации Санкт-Петербурга».
Если цель взимания фискальная, т.е. увеличение финансовых поступлений в бюджет, то и размер пошлины зависит от возможности повыше
ния цены на товар. Протекционистские цели являются побудителями для того, чтобы с помощью пошлин решить торгово-политические задачи.
По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:
ввозные (импортные): взимаются с импортных товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны;
вывозные (экспортные): взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию; чаще всего эти пошлины применяются к товарам, в области которых страна обладает монополией;
транзитные: взимаются за провоз товара по территории данной страны; в фискальных целях многие страны при транзите взимают разного рода сборы (разрешительные, гербовые, плату за провоз грузов и т.п.).
По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на следующие виды:
специфические, устанавливаемые в определенной сумме с единицы объема, веса или количества товара;
адвалорные, устанавливаемые в виде определенного процента с цены товара; размер такой пошлины прямо пропорционален цене;
смешанные (комбинированные) - комбинация специфических и адвалорных ставок, что позволяет в зависимости от колебания цены на тот или иной товар отдавать предпочтение более эффективной ставке.
В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие разновидности:
максимальные (общие): устанавливаются для всех стран;
минимальные: применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования;
преференциальные: предоставляются отдельным странам, как правило, развивающимся; они ниже минимальных или равны нулю, что означает беспошлинный провоз.
Существует группа так называемых специальных пошлин. К ним относятся антидемпинговые, карательные и компенсационные.
Антидемпинговые пошлины взимаются сверх обычных при обнаружении факта демпинга. Карательные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию; они в 3-5 раз выше общих. Компенсационные пошлины взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара. Главная цель данной группы пошлин -препятствовать вытеснению с рынка отечественных производителей из-за поступления более дешевых импортных товаров.
По характеру происхождения пошлины делятся на следующие разновидности:
автономные: устанавливаются постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двухсторонних актов (договоров); размер этой пошлины может быть изменен в связи с интересами государства без согласования со странами -партнерами;
конвенционные (договорные): устанавливаются в процессе переговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке.
Центр тяжести в современной таможенно-тарифной политике приходится на адвалорные пошлины, которые определяются в процентах к таможенной стоимости товара. Оценка таможенной стоимости товара представляет собой довольно сложную процедуру и проводится в соответствии с Законом о таможенном тарифе. Таможенная стоимость на практике может быть определена несколькими методами:
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
вычитанием стоимости;
сложением стоимости;
резервным методом;
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Цена сделки - фактически уплаченная (или подлежащая уплате) цена ввозимого товара на момент пересечения границы Российской Федерации. При этом в цену сделки включаются (если они не были включены ранее) расходы по доставке товара до места ввоза товара (авиапорта, порта и т.д.); расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке, стоимость транспортировки; страховые платежи; комиссионные и брокерские вознаграждения, уплаченные покупателям; стоимость контейнеров и другой тары; стоимость упаковки; лицензионные и др. платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров; часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих продаж на территории Российской Федерации.
В случаях, когда этот метод не может быть использован, последовательно применяется каждый из перечисленных выше методов.
Таким образом, таможенная стоимость принимается равной:
• по методу 1
Т = Цсд+РИ,
где Т - таможенная стоимость товара; Ц сд - цена сделки по ввозимому товару; Р и - накладные расходы (расходы на доставку товара до места ввоза; на упаковку и др.);
о методу 2
Т = ЦИД + РИ,
где Ц Ид - цена сделки по товару, идентичному ввозимому.
Идентичным считается товар, одинаковый с ввозимым по значению и характеристикам, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения, производителю;
по методу 3 т = тт + р
1 од 1 1 и,
где Ц од - цена сделки по товару, однородному ввозимому.
Однородным считается товар, который выполняет те же функции, что и ввозимый товар, является коммерчески взаимозаменяемым; имеет одинаковые характеристики по назначению, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения;
по методу 4
Т = Ц Пр — Р и РФ,
где Ц Пр - цена продажи товара на территории РФ; Р и Рф - транспортные расходы по территории Российской Федерации и суммы импортных таможенных пошлин; сборов, налогов, уплачиваемых в Российской Федерации;
по методу 5
Т = 3и+Рн + Пэ,
где 3 и - затраты на изготовление импортного товара; П э - прибыль получаемая экспертом от продажи товара;
по методу 6
Т Ц мир,
где Ц Мир - цена, устанавливаемая таможней с учетом мировой таможенной практики.
Таможенная пошлина рассчитывается по следующей формуле:
П = ТхСп,
где П - сумма таможенной пошлины; Т - таможенная стоимость товара; С п - ставка таможенной пошлины по таможенному тарифу.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и одинаково применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Кроме таможенных пошлин, при переходе товара через границу взимаются и другие налоги и сборы. Так, в соответствии с новым Таможенным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 2004 г., взимаются:
налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
таможенные сборы.
Таможенные пошлины и налоги исчисляются декларантом или иным лицом, ответственным за их уплату, самостоятельно.
При исчислении таможенных пошлин и налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Ввоз и вывоз товаров и материальных ценностей преследует различные цели и задачи. В силу этого законодательством разработаны и различные таможенные режимы, классификация которых представляется следующим образом:
основные таможенные режимы - это выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;
экономические таможенные режимы, включающие в себя переработку на таможенной территории, переработку для внутреннего потребления, переработку вне таможенной территории, временный воз, таможенный склад, свободную таможенную зону;
завершающие таможенные режимы, куда входят реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;
специальные таможенные режимы - это временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов и иные специальные таможенные режимы.
Новый Таможенный кодекс РФ строго ограничил перечень товаров, в отношении которых применяются специальные таможенные режимы, позволяющие освобождать товары от таможенных пошлин и налогов. Конкретные требования и условия перехода товаров под специальные таможенные режимы определяются Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2005 года таможенная пошлина исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 БК РФ).
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5