logo
теория

54. Фонд финансовой поддержки регионов и система трансфертов.

В 1992-93гг. в РФ работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностр. специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в Росси. По ее рекомендациям в механизм межбюджетных отношений была введена новая форма оказания фин. помощи бюджетам субъектов РФ – трансферты.

Для этого был создан Фонд фин. поддержки регионов(ФФПР), который формируется за счет средств федер. бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т.е. бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды фин. поддержки.

Из ф-да фин-й поддержки оказ-ся помощь тем регионам, где среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по РФ (это субъекты, нуждающиеся в поддержке), и где собств-ые доходы и доп-ые ср-ва, получ-ые из фед-го б-та, недостаточны для финанс-я текущих расх-в (это субъекты, особо нуждающиеся в поддержке).Такие регионы контролир-ся Минфином, и эта помощь под названием «трансферты» оказ-ся из фед-го бюджета. РБ трансфертов не получает: она отнесена к категории «доноров».(всего их около 10).

Мех-зм межб-тных отнош-й в виде трансфертов был призван обесп-ть в РФ установл-е единой методологии б-тного регулир-я и устранение субъ-го подхода к формир-ю, в первую очередь, взаимоотн-й Федерального б-та с б-тами субъ-в Федерации.

М/у тем практика оказания фин-овой помощи из Федерального ф-да фин-овой поддержки регионов и исп-я единых нормативов отчисл-й от фед-х н-гов выявила ряд серьезных недостатков.:1 мех-зм трансфер­тов оказался не приспособленным к реш-ю проблем межбюд­ж-х отнош-й и их оптимизации, поскольку он в значит-ой ст-ни оторван от фин-х потреб-тей регионов.

2 трансферты не имеют не только целевой направл-ти, но и даже элементар­ных треб-й по эф-му их исп-ю. 3 чисто технически трудно осущ-ть чрезмерную централизацию фин-х рес-в, чтобы затем отправить их практически в те же регионы , откуда они поступили. 4 главный недостаток этой с-мы закл-ся в том, что она, хотя и провозгласила основной целью выравнивание территорий в социально-эк-ом развитии, на самом деле никакого отнош-я к этому не имела, поскольку фин-ая помощь направляется исключ-но на обесп-е миним-х текущих расходов территориальных бюджетов.

Предоставление фин. помощи территориям регламентируется законодательно.