1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
Система налогов - это совокупность налогов государства в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке. Налоговую систему можно определить как совокупность всех видов налогов и способов управления ими.
Действующая ныне в Российской Федерации система налогообложения была введена в 1991-1992 гг. Проводившаяся налоговая реформа была обусловлена необходимостью экономических преобразований, что потребовало разработки принципиально новой налоговой политики. Одним из ее элементов была попытка внедрения налогового регулирования как наиболее действенного инструмента общей системы регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции.
Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ, был принят в конце 1991 г. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 1992 г., был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы:
единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права и в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов - с другой.
В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на территории России стали взиматься налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему РФ. Но действующая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной. Причин для этого много, и прежде всего - отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, а также:
• многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения,
законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;
нестабильность налогового законодательства, не позволяющая предпринимателям видеть перспективу своей деятельности;
чрезмерно жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства;
большое количество налогов (более 100), затрудняющее расчеты с бюджетом плательщиков налогов;
достаточно высокая налоговая нагрузка (в условиях потери предприятиями собственных оборотных средств в связи с галопирующей инфляцией), не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию.
Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была, как указывалось выше, очевидной. Принятый Государственной думой Налоговый кодекс РФ (часть I) был введен в действие с 1 января 1999 г. и призван решить следующие важнейшие задачи:
построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 30);
формирование единой налоговой правовой базы;
совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения Налогового кодекса.
Во-первых, кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете.
Во-вторых, решен вопрос о толковании норм и положений актов налогового законодательства, т.е. их издает орган, принявший этот документ, либо орган, указанный в этом акте.
В-третьих, кодекс содержит запрет придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в стране установлены следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные. Наиболее актуальным вопросом, нашедшим свое решение в Налоговом кодексе, является налоговый федерализм, т.е. распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы РФ. Предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия этих элементов.
Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории.
Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов препятствует созданию несовместимых налоговых систем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что должно способствовать сохранению единого Российского государства. Согласно Налоговому кодексу, бюджеты всех уровней обеспечиваются собственными закрепленными источниками доходов. Одновременно предусматривается сохранение регулирующих федеральных налогов. Региональные органы власти могут принимать аналогичные решения по введению регулирующих региональных налогов.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Региональные налоги устанавливаются НК и законами субъектов РФ. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК.
Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов.
Порядок определения элементов местных налогов такой же, как и для региональных налогов. Региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, не могут устанавливаться.
Классификация налогов в соответствии с законом «Об основах налоговой системы РФ» и Налоговым кодексом приводится в табл. 1.1.
Таблица 1.1
В соответствии с законом «Об основах налоговой системы РФ» | В соответствии с Налоговым кодексом |
Федеральные налоги | |
1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы. 3. Налог на доходы физических лиц. 4. Единый социальный налог. 5. Налог на операции с ценными бумагами. 6. Таможенная пошлина. 7. Налог на добычу полезных ископаемых. 8. Налог на прибыль организаций. 9. Государственная пошлина. 10. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и да-рения. 11. Сбор за использование наименований «Россия», «РоссийскаяФедерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. 12. Налог на игорный бизнес. 13. Плата за пользование водными объектами. 14. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборотэтилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. | 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы. 3. Налог на прибыль организаций. 4. Налог на доходы с физических лиц. 5. Государственная пошлина. 6. Налог на добычу полезных ископае-мых. 7. Сборы за право пользования объекта-ми животного мира и пользование вод-ными биологическими ресурсами. 8. Водный налог. |
Региональные налоги | |
1. Налог на имущество предприятий. 2. Лесной до ход. 3. Сбор на нужды образовательных учреждений. | 1. Налог на имущество организаций. 2. Транспортный налог. 3. Налог на игорный бизнес. |
Классификация налогов Российской Федерации
Транспортный налог.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности *.
Упрощенная система налогообложения *.
Единый сельскохозяйственный налог.
Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции*.
Патентный режим налогообложения* (введен с 1.01.2013г)
Местные налоги
Налог на имущество физических лиц.
Земельный налог.
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.
Курортный сбор.
Сбор за право торговли.
Целевые сборы с граждан и организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
Налог на рекламу.
Сбор с владельцев собак.
Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
Сбор за выдачу ордера на квартиру.
Сбор за право использования местной символики.
Земельный налог.
Налог на имущество физических лиц.
Сбор за участие в бегах на ипподромах.
Сбор за выигрыш на бегах.
Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.
Сбор со сделок, совершаемых на биржах.
Сбор за право проведения кино- и телесъемок.
Сбор за уборку территории населенных пунктов.
Сбор за открытие игорного бизнеса.
*Налоги специальных налоговых режимов, установленных НК РФ, распределяются между бюджетами всех уровней.
Данные режимы могут предусматривать освобождение от обязанностей по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5