logo
Налоги и налогообложение лекции

Порядок расчета акцизов:

1. при формировании цены на произведенные подакцизные товары:

а) если установлены адвалорные ставки

Сумма акциза = (себестоимость + прибыль) х ставку акциза : (100 – ставка акциза)

б) если установлены твердые или специфические ставки:

Сумма акциза = единица продукции х твердую ставку х курс ЕВРО (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях);

2. при уплате в бюджет:

а) если установлены адвалорные ставки

Сумма акциза = (Выручка от реализации подакцизных товаров без НДС) х ставку акциза : 100

б) если установлены твердые или специфические ставки:

Сумма акциза = объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении х твердую ставку х курс ЕВРО на 1-е число месяца, в котором была произведена реализация подакцизных товаров ЕВРО (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях);

3. при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РБ:

3.1. (кроме ввоза из Российской Федерации)

а) если установлены адвалорные ставки

Сумма акциза = (таможенная стоимость + таможенная пошлина) х ставку акциза : 100

б) если установлены твердые или специфические ставки:

Сумма акциза = объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении х твердую ставку х курс ЕВРО на дату таможенного оформления ЕВРО (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях);

3.2. при ввозе из Российской Федерации:

а) если установлены адвалорные ставки

Сумма акциза = стоимость ввозимых подакцизных товаров х ставку акциза : 100

Стоимость ввозимых подакцизных товаров определяется на основании стоимости, указанной в транспортных документах.

б) если установлены твердые или специфические ставки:

Сумма акциза = объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении х твердую ставку х курс ЕВРО на дату принятия на учет ввезенных подакцизных товаров ЕВРО (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях);

4. При последующей реализации ввезенных подакцизных товаров:

а) если установлены адвалорные ставки

Сумма акциза, подлежащая доплате в бюджет при последующей реализации ввезенных подакцизных товаров = Сумма акциза, рассчитанная по формуле (2а) –– сумма акциза, рассчитанная по формуле 3.1.а либо 3.2.а.

Т.е. при реализации ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки, суммы акцизов, подлежащие уплате, уменьшаются на величину акцизов, уплаченную при ввозе (пропорционально стоимости приобретения, таможенной стоимости реализованных подакцизных товаров).

Сроки уплаты акциза и сроки предоставления расчета налоговым органам

Плательщики акцизов ежемесячно представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию по утвержденной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата– не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввезенным из Российской Федерации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Под принятием на учет понимается отражение ввезенных товаров на счетах бухгалтерского учета. Покупатели товаров обязаны представить налоговым органам налоговую декларацию (расчет) по акцизам по товарам, ввезенным из Российской Федерации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с декларацией покупатель товаров представляет в налоговый орган следующие документы:

  1. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): по состоянию на 1 янв. 2011 г.

  2. Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации: постановление М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь от 15 нояб. 2010 г. № 82

Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. В настоящее время налог на прибыль является важнейшей составной частью налоговых систем государств. Наряду с налогом на добавленную стоимость налог на прибыль представляет собой важнейший источник бюджетных поступлений. Однако в последнее время отмечается снижение доли данного налога в доходной части бюджета Республики Беларусь. (в 2005 году – 7,21 %, в 2006 году – 6,11 %, в 2007 году – 6,3 % в доходах бюджета РБ).

Плательщиками налога на прибыль являются организации.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусской организацией.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Сумма налога = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ, ПОДЛЕЖАЩАЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ минус ЛЬГОТИРУЕМАЯ ПРИБЫЛЬ х ставку : 100 % (нарастающим итогом с начала года)

Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 процента.

Валовая прибыль, подлежащая налогообложению исчисляется исходя из суммы

прибыли от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанной в целях налогообложения,

прибыли от прочей реализации (включая основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги), рассчитанной в целях налогообложения,

прибыли от внереализационных операций, рассчитанной в целях налогообложения.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения рассчитывается следующим образом:

а) производственными предприятиями

как выручка от их реализации продукции (работ, услуг), минус налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, акцизы) и минус затраты на производство и реализацию этой продукции (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (то есть затраты в пределах норм)

б) торговыми организациями как

как выручка от реализации товаров (работ, услуг) минус налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС), минус покупная стоимость реализованных товаров без НДС минус расходы на реализацию этих товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (то есть расходы в пределах норм)

Не все расходы учитываются при налогообложении при расчете налога на прибыль. Расходы, на которые установлены нормы расходов, учитываются только в пределах этих норм. Расходы организаций, произведенные сверх установленных норм, относятся за счет прибыли, остающейся в организации после налогообложения.

Таким образом, к расходам на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг, не учитываемым при налогообложении, относятся следующие статьи расходов:

1. Командировочные расходы, произведенные сверх норм;

2. Стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов;

3. Суммы налога на добычу природных ресурсов сверх установленных лимитов.

Кроме того не учитываются при налогообложении выплаты физическим лицам, носящие характер социальных льгот, в том числе:

В зависимости от учетной политики организации выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается:

либо по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Вторым элементом валовой прибыли подлежащей налогообложению является прибыль от реализации основных средств.

Прибыль от реализации основных средств определяется как выручка от реализации основных средств, минус налоги, уплачиваемые из выручки от реализации основных средств (НДС), минус остаточная стоимость основных средств, и минус расходы по реализации основных средств, учитываемые при налогообложении.

Прибыль (убыток) от реализации (погашения) ценных бумаг определяется как выручка (доход) от реализации (погашения) ценных бумаг, включая процентный доход, в налоговый период минус цена их приобретения минус затраты по операциям с ценными бумагами, учитываемые при налогообложении.

Прибыль (убыток) от реализации ТМЦ определяется как выручка от реализации минус НДС минус затраты по реализации этих ТМЦ, учитываемых при налогообложении (то есть затраты в пределах норм) – учетная (остаточная) стоимостью без НДС.

Третьим элементом валовой прибыли, подлежащей налогообложению является прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от внереализационных операций рассчитывается как внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении минус внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении.

В налоговом учете нет понятия «операционные доходы» и «операционные расходы». Все доходы и расходы, не связанные с реализацией товаров, работ, услуг относятся к внереализационным. Не все внереализационные доходы организации учитываются при налогообложении, не все внереализационные расходы учитываются при налогообложении.

К доходам от внереализационных операций, учитываемым при налогообложении, относятся:

К внереализационным доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль относятся:

К расходами от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли относятся:

К внереализационным расходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль относятся:

От налогообложения налогом на прибыль освобождаются:

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога устанавливаются в законодательном порядке:

Ставка налога на прибыль по дивидендам устанавливается в размере 12 %.

Налоговым периодом для расчета налога на прибыль является календарный год. Сумма налога на прибыль определяется нарастающим итогом с начала года

Налоговая декларация по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения. В данной налоговой декларации отражаются также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами.

Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами, плательщик может рассчитывать двумя методами:

  1. Исходя из результатов деятельности плательщика за налоговый период, непосредственно предшествующий текущему налоговому периоду. В этом случае сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами, составляет ¼ суммы налога на прибыль по итогам налогового периода, предшествующего текущему налоговому периоду. Данный метод не могут применять плательщики, у которых по итогам налогового периода, предшествовавшего текущему налоговому периоду, отсутствует сумма налога на прибыль.

  2. Исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами должна составлять ¼ предполагаемой суммы налога на прибыль.

Вправе не исчислять и не уплачивать суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами вновь созданные организации в течение налогового периода, в котором они созданы.

Суммы налога на прибыль текущими платежами плательщики уплачивают в следующие сроки:

- не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря в течении 2011 года, а начиная с налогового периода 2012 года – не позднее 22 апреля, 22 июля и 22 октября текущего налогового периода, 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц. Срок предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль с дивидендов – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды. Сроки уплаты по налогу на прибыль с дивидендов не позднее 22 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

  1. Особенности налогообложения доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: налог на игорный бизнес, налог на лотерейную деятельность.

Игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, которая связана с извлечением игорным заведением дохода от организации азартных игр и пари в виде выигрыша и платы за их проведение. Под игорным заведением понимается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и др.

Плательщиками являются организации, осуществляющих деятельность в области игорного бизнеса.

Плательщики налога на игорный бизнес не уплачивают налог на прибыль и НДС (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ). Остальные налоги и сборы взимаются в общеустановленном порядке. При осуществлении других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, плательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов и уплачивать по этим видам деятельности налоги и сборы в соответствии с законодательством.

Объекты обложения:

Общее количество объектов налогообложения подлежит обязательной регистрации в налоговых органах.

Ставки налога на игорный бизнес на единицу объекта налогообложения установлены в следующих размерах:

16 780 000 рублей – игровой стол;

639 000 рублей – игровой автомат;

5 719 000 рублей – касса тотализатора;

1 720 000 рублей – касса букмекерской конторы.

Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно исходя из количества зарегистрированных объектов, подлежащих налогообложению, и ставок налога. Плательщики налога на игорный бизнес представляют налоговые декларации (расчеты) по налогу ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Налог на игорный бизнес уплачивается ежемесячно, не позднее 22-го числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем. При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца (включительно) сумма налога уплачивается по установленной ставке, после 15-го числа – по ставке, уменьшенной на 50 %. При выбытии объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца (включительно) сумма налога уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 %, после 15-го числа – по установленной ставке. При этом объект налогообложения считается установленным либо выбывшим со дня внесения налоговыми органами соответствующих изменений в свидетельство о регистрации объектов налогообложения.

Суммы налога на игорный бизнес распределяется между республиканским и местными бюджетами ежегодно в соответствии с Законом РБ «О бюджете на очередной финансовый год».

Налог на лотерейную деятельность.

Плательщики –– организаторы лотерей, т.е. государственные юридические лица, получившие лицензию на занятие лотерейной деятельности. При этом плательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее, а также по иным видам деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью по организации и проведении лотерей.

Плательщики налога на доходы по средствам, полученным от организации лотерейного процесса, не уплачивают следующие налоги и сборы: налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ), целевые сборы в республиканские бюджетные фонды. Остальные налоги и сборы взимаются в общеустановленном порядке.

Объект обложения налогом на доходы является выручка от организации лотерейного процесса.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГА

Сумма налога = налоговая база х ставку :100 %.

Ставка –– 8 %.

Налоговая база: определяется как разница между суммой выручки от организации лотерейного процесса и суммой начисленного призового фонда лотереи. Призовой фонд формируется в размере 45-50 % от общего объема реализации лотерейных процессов. Призовой фонд лотереи не является доходом организатора лотереи и используется исключительно для выплаты выигрышей участникам лотереи.

Плательщики налога на лотерейную деятельность представляют налоговые декларации (расчеты) по налогу ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Налог на лотерейную деятельность уплачивается ежемесячно, не позднее 22-го числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем.

Суммы налога на доходы зачисляются:

  1. Налогообложение резидентов от внешнеэкономических операций по экспортно-импортным сделкам в Республике Беларусь

Налогообложение резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством и за исключением особенностей уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, НДС и акцизов, взимаемых при пересечении границы) практически аналогично налогообложению во внутриреспубликанском обороте.

Налогообложение внешнеэкономических операций основывается на принципах взимания косвенных налогов. Такими принципами при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) являются:

Принцип взимания налогов по стране назначения товаров широко используется в мировой практике. Беларусь с успехом применяет его со всеми странами. Налогообложение при реализации экспортируемых товаров в страны, с которыми определен принцип взимания налогов по стране назначения товаров, производится по ставке 0%.

Эта ставка действует и при экспорте отдельных видов услуг и работ:

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг).

Налогообложение при импорте производится в следующем порядке: