logo
381747_6F950_biznes_plan_predpriyatiya

Назначение бизнес-плана

Важным документом, определяющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Мировая практика показывает, что бизнес-план разрабатывается для вы­работки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, при­влечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководи­телю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать пер­спективы и проверить идеи на реальность.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого бизнес-плана свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и негативно влияет на возможности привле­чения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финанси­рования фирмы, что очень важно для ее успешного функциониро­вания в стремительно меняющихся условиях внешней среды.

Создавая бизнес-план, вы получите возможность узнать много нового о вашей индустрии и секторе рынка, лучше контролировать свою фирму и увеличить свою конкурентоспособность.

Российская действительность дает немало убедительных примеров, свидетельствующих о том, что конкрет­ные предприятия, банки и т.д. во многом благодаря внедрению плановых начал в механизм управления сумели устоять в период экономи­ческих потрясений, создать предпосылки для наращивания масштабов своей деятельности на рынке.

Бизнес-план является традиционным для рыночной эконо­мики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринима­ются никакие серьезные действия. Он представляет собой документ внутрифирмен­ного планирования, излагающий все основные аспекты планиро­вания производственной и коммерческой деятельности предприя­тия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столк­нуться, а также определяющий способы решения финансово-хо­зяйственных задач. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, биз­нес-план может применяться для:

- разработки концепции предпринимательской деятельно­сти фирмы и ее стратегии;

- опенки фактических результатов деятельности предприя­тия в течение определенного периода;

- привлечения денежных средств;

- опенки возможности предприятия вести конкурентную борьбу на рынке соответствующих товаров;

- осуществления внутрифирменного контроля;

- привлечения партнеров, инвесторов и кредиторов к реали­зации проектов, разработанных компанией.

Исходя из перечисленных основных функций бизнес-плана, можно сделать вывод о том, что он помогает:

- руководителям предприятий детально продумать направ­ления их деятельности и внутрифирменные возможности, а со­трудникам лучше понять целевые установки руководства, убе­диться в их осуществимости, в финансовой стабильности пред­приятия. С этим связана уверенность коллектива в стабильной ра­боте предприятия в будущем. Это очень важно, поскольку прак­тически каждое предприятие неизбежно сталкивается с рисковы­ми ситуациями на рынке;

- кредиторам осознать приоритеты развития фирмы;

- специалистам маркетинговых служб проанализировать конъюнктуру рынка и оценить конкурентные позиции фирмы;

- оценить реальные результаты деятельности предприятия и разработать перспективную концепцию его функционирования.

Бизнес-план может использоваться во-первых, для управления коммерческим проектом и управления деятельностью самой фирмы. Такой план помогает обосновать экономическую целесообразность выбора направлений развития предприятия, определить источники финансирования, профессиональный и численный со­став персонала. Составление бизнес-плана заставляет предприни­мателя осуществлять кропотливый и объективный анализ соб­ственной деятельности, как бы взглянуть на себя со стороны, предвидеть проблемы и вероятность столкновения с ними и, в соответствии с этим, предельно моби­лизоваться. Хорошо разработанный бизнес-план помогает пред­приятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке.

Во-вторых, бизнес-план используется для привлечения ин­весторов и кредиторов. С этой точки зрения, он призван проде­монстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимо­стью привлечения средств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для при­быльной предпринимательской деятельности обычно не хватает.

В определенном смысле, бизнес-план, как форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта, так как в условиях развитой экономики создаются фирмы, специализирующиеся на разработке бизнес-планов.

Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию вы­полнения намеченных задач, то есть важна не только их поста­новка, но и последующая реализация. Необходимо не только планиро­вать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность дея­тельности.

Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:

- определить направления дальнейшей деятельности фир­мы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

- разработать взаимоувязанные производственные, марке­тинговые организационные программы, обеспечивающие дости­жение сформулированных целей;

- проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необхо­димые объемы финансирования;

- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми при­дется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

- оценить финансовое положение в соответствии с наме­ченными планами, реальность достижения целей с помощью соб­ственных средств и возможность получения кредита со стороны;

- определить состав маркетинговых исследований по изуче­нию рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;

- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием произ­водства, маркетинга, организацией управления и контроля, поис­ком партнеров и источников финансирования и т.п. Управленче­скому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стра­тегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.

Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет пер­соналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязан­ностей в решении общих проблем предприятия.

Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам биз­нес-план нужен для оценки финансовой и экономической эф­фективности намечаемых предприятием мероприятий, реаль­ности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

Объективно говоря, составление бизнес плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным. В условиях переходной экономики «подводных камней», действительно, возникает огромное количество, и, так или иначе, приходит понимание, что подобное планирование оказывает стабилизирующее влияние на деятельность фирмы.

Основной целью планирования можно считать формирова­ние и развитие у предпринимателя стратегического мышления, которое развивает интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего. И чем скорее страна перейдет на методы планирова­ния, присущие рыночным отношениям, тем эффективнее будет их развитие.