5. Финансовая политика.
Главная задача, финансовой политики - обеспечение соответствующими ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика - это самостоятельная сфера, деятельности государства в области финансовых отношений.
Вообще политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам.
Во-первых, определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества.
Во-вторых, разработка методов, средств и конкретных форм организации отношении, с помощью которых данные цели достигаются в кротчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом.
В-третьих, подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития: 1) с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, 2) с характеристикой перспективных и более близких задач, 3) с определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма, согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.
Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они являются материальной базой любых преобразований. Значит, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т.е. объективных возможностях государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной.
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства, внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу - обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношении.
Роль финансовой политики в критические моменты жизни общества, и государства трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.
В основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит выбор субъектов - владельцев и распределителей финансовых ресурсов, выбор приоритетных направлений использования финансовых ресурсов, а также источников и методов формирования финансовых ресурсов и степени их централизации в руках государства. Эти задачи решаются в зависимости от сущности и функций государства.
Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости как хода, так и результатов политических и экономических преобразований.
 основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна лежать необходимость формирования оптимальной структуры экономики, обеспечивающей не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного и космического комплексов, но и цивилизованные условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.
Необходимость создания централизованных финансовых ресурсов, достаточных для реализации заданных функций, вынуждает федеральное правительство прибегать к усилению налогового пресса, что не только превращает налоговую политику в тормоз структурных преобразований в экономике, но и приводит к спаду производства.
Первоочередными задачами, стоящими перед современной финансовой политикой российского государства, являются: борьба с инфляцией; преодоление спада производства; повышение социальной защищенности населения.
Финансовая система
- 2. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 4. Финансы Российской Федерации
- 5. Финансовая политика.
- Формирование финансовой системы
- Бюджет и бюджетное устройство
- Внебюджетные фонды
- Сущность, функции и виды страхования
- Государственный кредит
- 6. Финансы предприятий
- 1. Организация оперативного управления финансов
- Органы управления финансами Российской Федерации
- Сущность финансового контроля
- 4. Органы финансового контроля
- 5. Виды финансового контроля
- 1. Социально-экономическая сущность и роль
- 2. Государственный бюджет Российской Федерации
- 3. Характеристика расходов и доходов бюджета
- 1. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах
- 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- 1. Экономическое содержание доходов бюджета
- 2. Природа и функции налогов
- Налоговая система Российской Федерации
- Сущность и функции государственного кредита
- 3. Управление государственным кредитом
- 1. Классификация расходов
- 2. Бюджетное финансирование
- 1. Сущность местных (региональных) финансов, их роль в экономическом и социальном развитии территорий
- 2. Состав региональных финансовых ресурсов
- 3. Региональные финансы Российской Федерации
- 4. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые
- 5. Региональные внебюджетные фонды
- 6. Территориальное сводное финансовое планирование
- 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 2. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1. Социально-экономическое содержание страхования
- 2. Формы организации страхового фонда
- 3. Классификация страхования
- Общая характеристика страхового рынка и его структура
- 5. Перестрахование
- 6. Актуарные расчеты и их роль в страховом деле
- Теории государственных финансов зарубежных экономистов
- 2. Теории государственных финансов российских экономистов
- Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей
- 2. Валютная система Российской Федерации
- 3. Платежный баланс
- Проблемы внешней задолженности России