9.1. Значение платежей за природные ресурсы
Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по землеобеспечен-ности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья. Её разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13-36% общемировых; железных и никелевых руд - 30% мировых запасов. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако заготовка древесины в последние годы снижается, ежегодные заготовки значительно ниже выделяемых расчетных лесосек, много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов вызваны пожарами, поражением вредными насекомыми, что обусловлено низкой технической оснащенностью службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ.
В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики, поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов,
водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.
В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:
право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Таким образом, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы. За период с 1994 г., когда ресурсные платежи были окончательно сформированы, их поступление относительного консолидированного бюджета в 2003 г. возросло более, чем в 60 раз. В 2003 г. доля этих платежей составила около 10% налоговых доходов бюджетной системы РФ; в 2005 г. - 17,6%.
В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размера платы за их использование. Наиболее удачная группировка этих методов, на наш взгляд, представлена в учебном пособии под редакцией Ю.Б. Осипова и Е.М. Львовой.
Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.
Результативный метод. Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.
Затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования.
Рентный метод. Лучший ресурс (использование которого дает относительно больший доход при одинаковых затратах) получает большую
стоимость; затраты на освоение ресурса ориентированы на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности природного ресурса. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения рентных платежей.
Воспроизводственный метод. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или как компенсация потерь) ресурса на определенный период.
Монопольно-ведомственный метод. Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения специализированных федеральных служб (министерств и ведомств), осуществляющих в настоящее время монопольное распоряжение (управление) природными ресурсами.
До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геологоразведочные работы, по-пенная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель). Методы определения размеров действующих платежей были несовершенными. Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведение, плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходы лесного хозяйства на лесовосстановление.
Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов:
платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так, реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горногеологическим условиям и содержанию полезных ископаемых, используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями; результатом является получение сверхприбыли. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую заинтересованность предприятия в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий;
платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализи
руемых предприятии и организации на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
• штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов.
В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя платежи за пользование недрами, плату за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, водный налог, земельный налог.
Следует отметить, что термин «платежи за природные ресурсы» не совсем точно отражает экономическое содержание этих платежей, т.к. они включают как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета. К первым НК РФ относит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; водный налог; земельный налог. К неналоговым доходам бюджета относятся платежи за загрязнения окружающей среды; платежи за пользование лесными ресурсами, взимаемые в виде арендной платы.
В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р, одним из основных направлений государственной политики является переход в сфере природопользования к системе рентных платежей. Однако следует признать, что действующие в настоящем виде платежи за пользование природными ресурсами в определенной степени носят рентный характер, т.к. размер ставок платежей дифференцирован с учетом различных факторов, в том числе природных. Это относится в частности к водному налогу, земельному налогу. При этом проблема изъятия рентной составляющей остается до конца не решенной. Особо остро стоит вопрос об изъятии рентных доходов (сверхприбыли) при налогообложении добычи нефти. В структуре ресурсных платежей России налог на добычу полезных ископаемых имеет наибольший вес - 56,7%, в то время как земельный налог - 8,7%, доля остальных платежей незначительна. Рентные платежи являются основой формирования государственных доходов Норвегии, Венесуэлы, арабских стран, бюджетов ряда штатов и территорий США, Канады. До 95% сверхприбыли при добыче нефти изымается в Англии, до 90%) - в арабских странах, Норвегии.
Очевидно, что в условиях нашей страны объективной необходимостью является совершенствование рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5