logo
Lektsii_po_finansam

Проблемы внешней задолженности России

В бывшем СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений являлся Сводный валютный план СССР (платежный баланс СССР). Он составлялся Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств и представлялся на рассмотрение правительства. После одобрения правительством и утверждения сессией Верховного Совета СССР плана экономического и социального развития страны он становился законом. Сводный валютный план включал поступления средств в страну и все платежи иностранным государствам. Он состоял из 5 разделов: торговые операции; услуги; неторговые операции; кредиты и имущество; безвозмездная помощь иностранным государствам. Показатели валютного плана составлялись в двух категориях валют: в свободно конвертируемых валютах и замкнутых валютах зарубежных стран.

Платежный баланс Российской Федерации впервые был составлен за 1992 г. по методологии Международного валютного фонда. Основным источником валютных поступлений России является экспорт товаров. Основные торговые партнеры России из стран “дальнего” зарубежья — это ФРГ, США, Великобритания, Италия и Китай. В “ближнем” зарубежье первые 5 мест по показателю внешнеторгового оборота занимают Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова. В целом на эти страны приходится более 90% оборота России со странами СНГ.

Структура экспорта России за последние годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему в российских товарных поставках за рубеж превалируют сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, на долю которых приходится 45% всего экспорта.

Российская Федерация является правопреемницей бывшего СССР по его зарубежным как активам, так и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию всего внешнего долга бывшего СССР. Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл. США, то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд., в 1993 г.—до 80 млрд. долл., а по состоянию на ноябрь 1994 г. достигла 119 млрд. долл. США.

Внешний долг России подразделяется на:

СССР имел репутацию надежного должника и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993 и 1994 гг.

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

Парижский клуб — это группа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги.

В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд.долл., ограничившись выплатой лишь 2 млрд.долл. Погашение основного долга должно начаться с 1999 г. и растянется на 5 лет. На 1994 г. приходится 28 млрд.долл. платежей внешнего долга. По договоренности Россия в этом году заплатит 4,5 млрд.долл. В октябре 1994 г. в Мадриде был подписан документ, определяющий правовую основу соглашения о реструктуризации российского долга в 24 млрд.долл. Официальным должником признан Внешэкономбанк или “иное юридическое лицо по договоренности с Лондонским клубом” (но не правительство). Лондонский клуб объединяет 600 банков.

Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд долл. ежегодно. Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.

Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора. Долг бывших социалистических и развивающихся государств России составляет 140 млрд.долл. Около 2/5 внешнего долга приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам. В 1992 г. Россия должна была получить по операциям в счет погашения задолженности 14,2 млрд.долл., а фактически поступления составили 2 млрд.долл. Большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в свободно конвертируемой валюте. Такие долги оформлены в рублях и долларах США и не котируются на мировых рынках, поскольку в договорах указывалось, что любые действия по этим долгам должны быть объектом предварительной государственной договоренности. К середине 1990-х гг. осуществлена продажа лишь единичных долговых обязательств.

40