9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
В последние десятилетия экологические проблемы в нашей стране приобрели особую остроту, что обусловлено развитием науки и техники, распространением масштаба человеческой деятельности до тех пределов, когда сама природа не в состоянии нейтрализовать отходы производства и восполнить израсходованные природные ресурсы. Поэтому государственная экологическая политика в решении природоохранных задач должна быть эффективной. С этой целью применяются правовые, административные и экономические меры, призванные обеспечить экологическую безопасность действующих объектов.
В целях охраны окружающей среды Закон РФ от 19.12.91 г. № 2060-1 ввел плату за загрязнение окружающей среды. В настоящее время этот закон утратил силу в связи с введением в действие нового законодательного акта - ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 г. № 7 - ФЗ.
Для создания источника финансирования расходов государства на охрану окружающей среды введена плата за выбросы загрязняющих веществ, носящая компенсационный характер. Плату за загрязнение окружающей среды вносят юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и имеющие источники загрязняющих веществ, вне зависимости от величины ущерба, причиняемого экологической системе. К примеру, использование в офисе ксерокса приводит к выбросу в атмосферный воздух озона; при торговле книгами с лотка на свалку поступает упаковка от книг и т.п.
Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов.
Расчет платы должен пройти согласование в Главном управлении природных ресурсов и окружающей среды Минприроды РФ региона местонахождения плательщика. Природопользователи согласовывают с Главным управлением размеры экологических платежей за фактические объемы выбросов, сбросов, размещение отходов. Нормативные платы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344, которое устанавливает два вида базовых нормативов платы (в рублях за выброс одной тонны загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления):
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов;
♦ за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территории, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратно повышающий коэффициент. Таким образом, нормативы платы дифференцированы по видам загрязняющих веществ и отходов (по классам опасности для окружающей природной среды). Кроме того, установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, водных объектов и почвы), по территориям экономических районов РФ. Например, для выбросов загрязняющих веществ в Северо-Западном регионе применяется повышающий коэффициент 1,5; если выброс производится в атмосферный воздух городов, используется дополнительный коэффициент 1,2. При отсутствии у природопользовате-ля согласования и разрешения Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды на выброс отходов первоначальная ставка умножается на коэффициент 25.
В пределах утвержденных нормативов и лимитов плата относится на затраты природопользователя, а за превышение предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды - за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов.
Экологический платеж взимается по факту загрязнения - ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Осуществив платеж, организация подтверждает это в районном УФНС при сдаче бухгалтерской налоговой отчетности, при этом проверяется факт согласования расчета со специалистами главного управления.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5