logo
Актуальные проблемы развития механизма исчисления и уплаты НДС в России и пути их решения

Возможные варианты улучшения механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

По моему мнению, в настоящее время имеются способы изменения механизма в исчислении налога на добавленную стоимость, которые позволят соблюсти интересы государства и налогоплательщика.

Один из способов состоит в следующем. На основании полученных от поставщика счетов-фактур, налогоплательщик производит расчеты с поставщиком за минусом налога на добавленную стоимость, а сумму налога перечисляет в бюджет. После сдачи налоговой отчетности перечисленный налог подлежит возмещению. При этом с реализации никакой налог не уплачивается, поскольку аналогичным образом его уплачивает в бюджет покупатель. Алгоритм напоминает действующий в настоящее время порядок при исчислении и удержании налога налоговыми агентами.

При использовании предлагаемого механизма в принципе невозможна ситуация возмещения из бюджета денежных средств, которые не были туда перечислены, поскольку возмещению подлежит только уплаченный налог и только в этих пределах.

Указанный механизм имеет недостаток присущий НДС-счетам, а именно отвлекает часть денежных средств из оборота в виде не поступивших сумм налога от покупателя. Однако именно такой механизм, на мой взгляд, соответствует принципам косвенного налогообложения, при котором налог берется сверх цены. Налогоплательщик не должен иметь права на использование этого налога в собственной деятельности и налог непосредственно уплачивается в бюджет.

Способами нейтрализации негативных последствий отвлечения денежных средств может являться введение укороченного налогового периода - например, календарный месяц, а также быстрое возмещение налога, поскольку в ходе камеральной проверки проверяется исключительно факт внесения налога в бюджет.

Также необходимо отметить, что в предлагаемом механизме происходит исчисление налога при движении финансовых потоков, что позволит компенсировать временные финансовые потери от неполучения налога от покупателей. В настоящее время применение момента определения налоговой базы, как дата отгрузки товаров, работ, услуг приводит к возникновению обязанности уплатить налог, еще не полученный от покупателей, т.е. за счет собственных средств налогоплательщика. Предлагаемое изменение механизма исчисления налога устраняет данное противоречие и приводит налогообложение в соответствие с понятиями косвенного.

Некоторым категориям налогоплательщиков придется исчислять и уплачивать налог и с реализации. Это относится к компаниям, находящимся в конце цепочки и реализующим товары, работы, услуги конечному потребителю. В большинстве случаев такими налогоплательщиками будут являться розничные компании, осуществляющие реализацию физическим лицам. Никакого ухудшения положения для таких компаний не происходит, поскольку уплачивать налог они будут, полученный от покупателя. Скорее наоборот - по сравнению с остальными налогоплательщиками, у них не будет происходить отвлечение денежных средств недополученных от покупателя. Поскольку многие компании при осуществлении данной деятельности используют специальные налоговые режимы в форме упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, патентную систему налогообложения, то вообще не произойдет никакого изменения за исключением необходимости оплачивать НДС в бюджет, а не поставщику.

Еще одним аргументом в пользу предлагаемого механизма является значительное упрощение, как в осуществлении налогового учета налогоплательщиками, так и в администрировании налоговыми органами. Фактически вся работа сводится к обеспечению уплаты налога в бюджет плательщиками и проверки такой уплаты для осуществления возмещения контролерами.

Введение данного механизма потребует изменения порядка осуществления безналичных расчетов с целью приведения в соответствие форм платежных документов. Во избежание необходимости формирования дополнительных документов предлагается ввести дополнительные графы, в которых при оплате причитающихся поставщику сумм будет указываться сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, а также счет-фактура, на основании которой производится уплата налога.

Некоторые сложности могут возникать при осуществлении неденежных расчетов - операций мены, зачета взаимных требований и т.п. В данном случае полагаю можно допустить сторонам не производить уплату налога в бюджет, с автоматической утратой права на его возмещение. Имеет смысл введение ограничения на сумму производимых неденежных расчетов без уплаты налога, при превышении которого налог должен быть уплачен в бюджет. Такое освобождение допускается при условии, что все участники сделки являются плательщиками НДС и операции подлежат налогообложению. В противном случае возможно создание схем уклонения с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Данная проблема подлежит дополнительному исследованию и разработке.

Другой способ, который может применяться, как сам по себе, так и в совокупности с предлагаемым выше, лежит в сфере развития электронных систем и информационных технологий. Заключается он в разработке единого портала (с использованием личного кабинета налогоплательщика на сайте налогового органа www.nalog.ru, уже имеющего применение в настоящее время), через который будет происходить выписка и учет счетов-фактур. Налогоплательщик при выставлении счета-фактуры обязан производить ее выписку только посредством сайта из своего личного кабинета, которая сразу же появляется в личном кабинете получателя.

Таким образом, решается несколько проблем.

Во-первых, значительное ускорение документооборота, в связи с чем налогоплательщик имеет право сразу принять к вычету НДС не дожидаясь получения бумажного экземпляра.

Во-вторых, возможность контролировать любые изменения в документах. Уже не будет возможности переделать счет-фактуру "задним числом", а только путем составления исправительной или корректирующей счет-фактуры.

В-третьих, у налоговых органов появляется мощный ресурс борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, поскольку налоговые обязательства каждой компании доступны для камеральной проверки в режиме реального времени. Использование специальных автоматических сценариев и обработок позволит сразу же выявлять отклонения в налоговых декларациях по сравнению с предъявленными счетами-фактурами.

В-четвертых, у налогоплательщика появляется гарантия получения вычета по налогу, поскольку ответственность за контролем уплаты налога поставщиком переходит на налоговые органы, т.к. с появлением возможности осуществлять контроль и оперативно реагировать на налоговые правонарушения они должны взять на себя и такую ответственность.

Возможная критика на использование предлагаемого механизма в форме аргументов, касающихся ограничений к осуществлению предпринимательской деятельности и сложностям с доступом к сети Интернет, легко отвергается, т.к. с одной стороны предпринимательская деятельность является добровольной и в любом случае приводит к возникновению дополнительных обязательств, а с другой стороны форма обязательного электронного взаимодействия в настоящее время уже существует. Например, обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость исключительно в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи практически свела на "нет" данный аргумент. Кроме того, похожая обязанность существует в других способах контроля. В качестве примера можно назвать необходимость заполнения статистической декларации на сайте таможни при отгрузках в страны таможенного союза.