logo search
Финансы черновик 1 и 2 тема

1.3.Финансовая политика государства, ее особенности в современных российских условиях. Финансовый механизм

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализаций государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает финансовую политику3.

Финансовая политика государства – это совокупность государственных мероприятий, направленных на организацию финансовых отношений, обеспечение устойчивого и эффективного функционирования финансовой системы.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства1.

Финансовая политика государства является составной частью его экономической политики. Она определяется принятой концепцией развития финансовой системы, ее стратегическими целями, определяющими основные направления формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основными целями финансовой политики являются: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективное их использование, обеспечение устойчивого экономического роста и функционирования финансового рынка.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

Финансовая политика должна удовлетворять следующим требованиям:

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку,

но и по другим критериям:

Выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы, является основой деятельности Министерства финансов России.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных социально-экономической политикой государства.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Развитие государства связано с использованием того или иного типа финансовой политики, которая учитывает особенности текущего этапа социально-экономического развития общества, интересы правящих партий и социальных групп, господствующие теоретические концепции, влияющие на экономический и политический курс государства.

Основными инструментами финансовой политики государства являются налоги, бюджетное регулирование, льготы и санкции.

Выделяют три типа финансовой политики, проводимой различными государствами: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика применялась примерно до 1920 года и основывалась на трудах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. Ее содержание состояло в невмешательстве государства в экономику, сохранении свободной конкуренции и использовании рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов.

Регулирующая финансовая политика основывалась на экономической теории Дж. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства государства в экономику и регулирования ее циклического развития.

Планово-директивнаяфинансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой управления, позволявшей осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни общества1.

Инструментом реализации финансовой политики выступает финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведение единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта и удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений.

Выделяют три основные группы, отражающие финансовые отношения: государственные и муниципальные финансы, страхование и финансы предприятий.

В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве2.