logo search
544 УМП Налоговые системы зарубежных стран-2010

Тема 4. Особенности функционирования налоговых систем федеративных государств (на примере сша и Германии)

1. Общая характеристика налоговой системы США. Полномочия государственных органов США в налоговой сфере.

2. Характеристика основных видов налогов в США.

3. Общая характеристика налоговой системы Германии. Конституционно-правовая база налогообложения в Германии.

4. Характеристика основных видов налогов в Германии.

1. Общая характеристика налоговой системы США. Полномочия государственных органов США в налоговой сфере

В основе налоговой системы США лежит принцип «налогообложения мирового дохода», который заключается в налогообложении доходов граждан, резидентов и корпораций США, полученных ими не только на территории США, но и во всех других странах мира, где они имеют доходные источники. А также принцип «самообложения налогом», который требует от налогоплательщиков, участвующих в бизнесе на территории США, ежегодно заполнять и представлять налоговые декларации, показывая в них расчёты годового дохода и сумму исчисленных к уплате налогов.

Система государственных финансов США отражает трёхступенчатую организацию государственной власти. Налоговая система США, являясь составной частью системы государственных финансов, также является трёхуровневой.

Налоговыми полномочиями наделены федеральные и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов.

Отличительной особенностью налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня бюджетной системы зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству данного уровня (это означает, что в США нет практики установления регулирующих налогов как, например, в России и ряде других европейских стран).

Структура и основные виды налогов в США представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Система налогов и сборов в США

Федеральные налоги

Налоги штатов

Местные налоги

Федеральный подоходный налог с населения.

Федеральный налог на прибыль (доходы) корпораций.

Федеральные взносы в фонды социального страхования.

Федеральные акцизы.

Федеральный налог с наследства и дарений.

Таможенные пошлины.

Подоходный налог с населения штата.

Налог на прибыль (доходы) корпораций штата.

Взносы в фонды социального страхования штата.

Акцизы штата.

Налог с наследства и дарений штата.

Налог с продаж штата.

Поимущественные налоги штатов.

Местный подоходный налог с населения.

Местный налог на прибыль (доходы) корпораций.

Местные взносы в фонды социального страхования.

Местные акцизы.

Местный налог с наследства и дарений.

Местный налог с продаж.

Местные поимущественные налоги.

Местные экологические налоги.

Таможенные пошлины взимаются только на федеральном уровне; налог с продаж и поимущественные налоги взимаются только на уровне штатов и муниципальных образований.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. Из них наибольшую роль в формировании доходов федерального бюджета играют подоходный налог с населения и взносы в фонды социального страхования. На долю указанных налогов приходится более 75% доходов федерального бюджета. Наименьшая доля в доходах федерального бюджета принадлежит акцизам (в среднем 3%) и таможенным пошлинам (4%). На долю корпоративного налога приходится около 10% доходов федерального бюджета.

Основное место в налоговых доходах бюджетов штатов принадлежит косвенным налогам (акцизам и налогу с продаж). В отличие от бюджетов штатов, в бюджетах местных органов власти главным источником налоговых доходов являются поимущественные налоги.

Важно отметить, что налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах – их доля составляет 25,4% от ВВП (для сравнения: в странах ЕС этот показатель составляет в среднем 41,5%, в странах-членах ОЭСР – 36,3%). Это объясняется достаточно большой степенью «терпимости» американского бюджета к дефициту, который в конечном счёте финансируется денежной эмиссией.

Рассмотрим полномочия государственных органов США в налоговой сфере.

Законодательными полномочиями по установлению единообразных для всей территории США налогов, утверждению федерального бюджета наделён Конгресс США (высший законодательный орган страны). Для решения вопросов, связанных с налогообложением и налоговой политикой, с 1926 года в составе Конгресса существует объединённый комитет по делам налогообложения (объединённый налоговый комитет).

Компетенцией по разработке рекомендаций в области налоговой политики США наделено Министерство финансов США (главный орган в аппарате экономического регулирования на федеральном уровне).

Контрольными и надзорными полномочиями в налоговой сфере наделена подконтрольная Министерству финансов США Служба внутренних доходов (главное налоговое ведомство США).

Процесс законотворчества в сфере налогообложения в США считается весьма закрытым и запутанным. В нём непосредственно участвуют Президент, секретарь казначейства, члены комиссии Конгресса по источникам финансовых средств, члены сенатского комитета по финансам.

2. Характеристика основных видов налогов в США

2.1. Налог на прибыль (доходы) корпораций

Фискальная роль налога на прибыль корпораций в США существенно ниже по сравнению с подоходным налогом (корпоративный налог занимает лишь третье место в налоговых доходах федерального бюджета США после подоходного налога и взносов в фонды социального страхования).

С точки зрения налогообложения прибыли все корпорации в США подразделяются на два вида: «C корпорации» и «S корпорации». Изначально всем корпорациям присваивается статус «C корпорации». Но если корпорация решает квалифицироваться в налоговых целях как «малая корпорация» (корпорация сектора SME), она сможет получить статус «S корпорации». Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

- корпорация должна быть американской (акционерами могут быть только резиденты США);

- число акционеров не должно превышать 75 человек, которые могут быть только физическими лицами;

- корпорация должна выпускать только именные акции одного вида и может владеть не более 80% акций какой-либо другой корпорации;

- корпорация не должна быть филиалом других корпораций.

При этом установлен запрет на приобретение статуса «S корпорации» для кредитных, страховых, а также строительных компаний.

Распределяемая прибыль «C корпораций» подлежит двойному налогообложению: корпоративным налогом на уровне самой корпорации, и индивидуальным подоходным налогом на уровне акционеров, получающих дивиденды. Прибыль «S корпораций» не подлежит налогообложению на корпоративном уровне, так как налоговый статус таких корпораций предусматривает, что вся прибыль распределяется акционерам на дивиденды, и только акционеры «S корпораций» подлежат налогообложению в США.

Налог на прибыль корпораций взимается из чистой прибыли, то есть с валового дохода за исключением разрешённых льгот.

Расчёт налогооблагаемого дохода осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Определяется валовый доход (суммируется выручка от реализации товаров, работ, услуг, дивиденды, доходы от прироста капитала, роялти, поступления рентных платежей и другие доходы).

2 этап. Из валового дохода вычитаются обычные скидки: зарплата, налоги, уплаченные штатам и местные налоги, взносы в фонды социального страхования, расходы на ремонт, безнадёжные долги, амортизация, расходы на рекламу, благотворительные взносы и другие аналогичные расходы.

3 этап. Из валового дохода, уменьшенного на величину обычных скидок, вычитаются специальные скидки: чистые операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт, реставрацию зданий и другие аналогичные расходы.

Налоговые ставки по федеральному корпоративному налогу в США, в отличие от большинства развитых стран, носят прогрессивный характер и установлены для корпораций-резидентов США в интервале от 10 до 36% в зависимости от величины налогооблагаемого дохода (чистой прибыли). Налогообложение дивидендов осуществляется по пропорциональной налоговой ставке, равной 15%.

Налогообложение иностранных корпораций зависит от наличия постоянного представительства на территории США9. Если иностранная компания имеет постоянное представительство на территории США, к ней применяются условия налогообложения, аналогичные для корпораций-резидентов США. Если нет, тогда доходы, получаемые иностранными корпорациями из источников инвестирования на территории США (дивиденды, проценты, рента, и другие аналогичные доходы), будут облагаться путём ежегодного разового взимания корпоративного налога по ставке 30% с годовой суммы дохода.

По корпоративному налогу в США предусматривается большое количество налоговых льгот, позволяющих уменьшить ставку налога на прибыль в среднем на 30%. Например, налоговый кредит на исследования и разработки, целевой налоговый кредит в отношении заработной платы определённой группы работников, выполняющих экономически невыгодные работы, специальный энергетический кредит – для инвестиций в солнечное, геотермальное оборудование.

Механизм взимания корпоративного налога в США предусматривает вариант «консолидированного налогообложения». Консолидированное налогообложение возможно при условии наличия общего для всех членов родственных корпораций «родителя», который должен владеть не менее 80% акций в каждой из корпораций, входящих в группу. Консолидированное налогообложение родственных корпораций даёт определённые преимущества такие, как использование потерь и расходов одной компании для уменьшения налогооблагаемого дохода другой, перераспределение прибыли между членами группы, освобождение от налогов дивидендов, выплачиваемых внутри группы.

В отличие от федерального корпоративного налога, корпоративный налог штатов взимается по пропорциональным ставкам. Наиболее высок этот налог в штатах Айова (12%), Коннектикут (11,5%), округе Колумбия (10,25%). Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи и Юта (от 3 до 5%).

И в заключение напомним, что механизм корпоративного налогообложения в США предусматривает следующее: корпоративный налог, уплаченный на территории того или иного штата, подлежит вычету из суммы федерального корпоративного налога.

2.2. Подоходный налог с населения

Федеральный подоходный налог с населения уплачивается с мирового дохода граждан США, независимо от места их жительства. Подоходный налог уплачивают физические лица, предприниматели, предприятия и партнёрства, не имеющие статуса юридического лица, являющиеся резидентами США10.

Объектом налогообложения признаётся личный доход, который исчисляется как общая сумма доходов за налоговый год за вычетом разрешённых расходов и стандартных скидок.

Налоговая база определяется следующим образом:

1. Определяется валовый доход (суммируются заработная плата, пенсии, алименты, доходы по ценным бумагам, вознаграждения, бонусы, роялти, рента, призы, награды, социальные пособия, стипендии, доходы от недвижимости и другие аналогичные доходы).

2. Из валового дохода вычитаются разрешённые льготы: торговые и производственные затраты, убытки от продажи ценных бумаг, затраты, связанные с получением ренты или роялти, пенсионные взносы и другие аналогичные расходы.

3. Из валового дохода за вычетом разрешённых льгот исключаются стандартные скидки: необлагаемый минимум – $2 000, необлагаемый минимум на иждивенца, стандартная скидка (для одинокого лица – $2 000, для семейных пар – $5 000, для главы семьи – $4 700), убытки в результате стихийных бедствий, расходы на медицинские цели. При этом общая сумма стандартных скидок не должна превышать 50% валового дохода за вычетом разрешённых льгот.

Ставки федерального подоходного налога построены по принципу сложной прогрессии и установлены в интервале от 15 до 35%.

Доходы супругов облагаются в совокупности или отдельно по их желанию, нетрудовые доходы детей до 14 лет облагаются через их родителей.

Доходы иностранных граждан, не являющихся резидентами США, облагаются налогом по ставке 30% по итогам налогового года.

Ставки подоходного налога в штатах существенно ниже ставок федерального подоходного налога (минимальная ставка – 2%, максимальная – 10%). При этом в каждом штате налоговые льготы и объекты обложения по данному налогу могут быть различными.

При исчислении федерального подоходного налога налогоплательщики могут уменьшить его величину на сумму подоходного налога, уплаченного на территории того или иного штата.

2.3. Федеральные взносы в фонды социального страхования

Взносы в фонды социального страхования в США обеспечивают функционирование федеральной системы пенсионного обеспечения по старости и системы страхования по безработице, действующей как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

Взносы на социальное страхование по старости вносятся работниками и работодателями в равных долях. Ставка взносов на социальное обеспечение составляет 6,2% от суммы оплаты труда, на бесплатную медицинскую помощь – 1,45%.

Взносы на социальное страхование по безработице вносятся работодателями. Ставка взносов составляет 0,8% от фонда оплаты труда.

2.4. Акцизы

Федеральные акцизы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах федерального бюджета США. Федеральные акцизы на алкогольные и табачные изделия, бензин устанавливаются в долларах и центах, на телефонные услуги, авиаперевозки, нефть – в процентах (от 20 до 50% в составе цены).

Акцизы штатов устанавливаются на алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, дизельное топливо, природный газ, продукты питания и др. товары и услуги. Размер ставок по штатам колеблется от 3 до 5%.

2.5. Налог с наследства и дарений

Налог с наследства и дарений уплачивают физические лица по прогрессивной шкале ставок в зависимости от стоимости имущества и степени родства. Ставки установлены в пределах от 18 до 55%. Наследство как объект налогообложения включает все виды собственности вне зависимости от места её нахождения для граждан и резидентов США, а для нерезидентов – все виды собственности, находящейся исключительно на территории США.

2.6. Налог с продаж

Налог с продаж обеспечивает основной доход бюджетов штатов (около 50 – 60%) и 30% доходов местных бюджетов.

Плательщиками налога выступают потребители товаров и услуг.

Объектом налогообложения признаётся валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, а также оборот оказываемых населению услуг. Налогом с продаж облагается большинство потребительских товаров, в том числе и медицинских.

Величина ставок по налогу варьируется в зависимости от штата. Максимальная ставка составляет 8,5%, средняя ставка по штатам – 4 – 5%.

Местные налоги с продаж являются дополнением к налогам с продаж штатов. Ставки местных налогов с продаж ниже ставок штатных налогов и не превышают по величине 2%.

2.7. Поимущественные налоги

Поимущественные налоги в США являются одними из первых налогов, получивших развитие в стране. В доходах местных бюджетов их удельный вес достигает 80%.

Объект обложения по налогам на имущество в различных штатах не совпадает. В четырёх штатах облагается только недвижимость – земля, находящиеся на ней постройки и постоянные сооружения. В остальных штатах поимущественные налоги взимаются по движимому (машины, оборудование, товарные запасы и др.) и недвижимому имуществу. Ставки налогов на уровне штатов по облагаемому имуществу юридических и физических лиц устанавливаются в пределах от 0,5 до 5% (ставка поимущественного налога на капитал корпораций составляет 0,75%).

Местные поимущественные налоги взимаются с юридических и физических лиц, владеющих собственностью, подлежащей налогообложению. К собственности, подлежащей налогообложению, относится недвижимость и личная собственность (машины, оборудование, облигации, драгоценности). Налоговая база определяется как оценочная стоимость собственности, которая, в свою очередь, устанавливается в заданной пропорции к рыночной цене (около 30 – 35% от рыночной цены). Оценка собственности производится один раз в 2 – 3 года. Она учитывает степень износа и складывающиеся на данный момент цены на рынке. Ставки местных поимущественных налогов колеблются в пределах от 1 до 3%.

3. Общая характеристика налоговой системы Германии. Конституционно-правовая база налогообложения в Германии

Налоговая система Германии основана на следующих важнейших принципах построения:

- налоги должны быть по возможности минимальными, минимально необходимыми должны быть также и затраты на их взимание;

- налоги должны соответствовать структурной политике и быть нацелены на более справедливое распределение доходов;

- система налогообложения должна строиться на уважении к частной жизни налогоплательщика (в налоговых правоотношениях налогоплательщик должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь);

- налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

- величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту гражданина и всё, что гражданин может получить от государства.

Государственное устройство Германии предполагает трёхступенчатую систему организации государственных финансов, в силу чего налоговая система этой страны также является трёхуровневой.

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, позволяющее реализовать концепцию вертикального и горизонтального выравнивания неравномерного экономического развития федеральных земель.

С учётом обозначенных особенностей, в зависимости от компетенции взимания и распределения доходов между звеньями бюджетной системы, все налоги в Германии подразделяются на общие и собственные (федеральные, налоги федеральных земель (земельные) и налоги общин (муниципальные)) налоги.

Общие налоги распределяются по установленным нормативам в бюджеты разных уровней бюджетной системы: в федеральный бюджет, в бюджеты федеральных земель и в бюджеты общин (аналог регулирующих налогов в России).

Собственные налоги закрепляются за соответствующими звеньями бюджетной системы и зачисляются туда в полном объёме (аналог закреплённых налогов в России).

Система налогов и сборов Германии представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Система налогов и сборов Германии

Общие налоги

Собственные налоги

Федеральные налоги

Налоги федеральных земель

Налоги общин

Подоходный налог.

Корпоративный налог.

Налог на доходы от капитала.

НДС.

Налог с оборота импорта.

Акцизы на нефтепродукты, кофе, табак, бренди, шипучие вина.

Налог на добычу нефти.

Налог на потребление электроэнергии.

Налог на доходы от страховой деятельности.

Таможенные пошлины.

Солидарный сбор.

Налоги в рамках ЕС.

Налог с владельцев автотранспортных средств.

Имущественный налог.

Налог на наследство и дарение.

Акциз на пиво.

Игорный налог.

Сбор за противопожарную защиту.

Налог на выигрыши и лотереи.

Промысловый налог.

Поземельный налог.

Акциз на алкогольные напитки.

Сборы за право охоты, рыболовства, с владельцев собак.

Налог на доходы от зрелищных и увеселительных мероприятий.

Общая сумма налоговых поступлений по всем налогам в Германии распределяется между звеньями бюджетной системы примерно следующим образом: 48% зачисляется в федеральный бюджет, 34% – в бюджеты федеральных земель, 13% – в бюджеты общин, а оставшаяся часть – в Фонд выравнивания налогового бремени и бюджет ЕС.

Рассмотрим конституционно-правовую базу налогообложения в Германии.

Особенностью правового обеспечения налоговой системы Германии является конституционное закрепление полномочий по взиманию и распределению налогов между федерацией, федеральными землями и общинами. Так, статья 104а Конституции Германии закрепляет суверенитет налогового законодательства (полномочия законодательного установления налогов), суверенное право сбора налогов (так называемые доходные полномочия от сбора того или иного налога), а также суверенитет налогового администрирования (полномочия по взысканию налогов).

Суверенитет налогового законодательства предполагает, что федеральная власть имеет исключительные законодательные полномочия по установлению налогов, поступления от уплаты которых полностью или частично формируют федеральный бюджет. Законодательными полномочиями по установлению налогов федеральных земель и налогов общин наделены органы власти федеральных земель.

Суверенное право сбора налогов, закреплённое в Конституции, предполагает, что общие налоговые доходы федерации и федеральных земель поступают в бюджеты разных уровней бюджетной системы по установленным нормативам между федерацией и землями, при этом часть доходов от сбора таких налогов должна быть передана бюджетам общин.

Суверенитет налогового администрирования предполагает, что таможенные пошлины и общие налоги, установленные едиными федеральными законами, администрируются федеральными финансовыми органами, а остальные налоги – финансовыми органами федеральных земель.

Федеральными финансовыми органами на федеральном уровне являются в качестве высших финансовых органов власти: Федеральное Министерство финансов, Федеральная администрация по ценным бумагам, Администрация по контролю над монополиями, Федеральное центральное ведомство по налогам, Управление по борьбе с таможенными правонарушениями.

Финансовыми органами власти федеральных земель и ответственными за специфичные для федеральных земель налоги, являются компетентные высшие органы власти федеральных земель, финансовые управления, финансовые отделения.

Финансовая юрисдикция в сфере налогообложения регламентируется унифицированным федеральным законом. Как инстанции финансовым порядком судопроизводства установлены в федеральных землях – налогово-финансовые суды в качестве верховных судов федеральных земель, на уровне федерации – Федеральный финансовый суд в Мюнхене.

4. Характеристика основных видов налогов в Германии

4.1. Подоходный налог с физических лиц

Фискальная значимость подоходного налога в налоговой системе Германии высока: он формирует около 30% всех налоговых поступлений. Налоговые доходы от уплаты подоходного налога по уровням бюджетной системы распределяются следующим образом: 42,5% поступлений зачисляется в бюджет федерации; 42,5% – в бюджеты федеральных земель; 15% – в бюджеты общин.

Налог взимается с физических лиц в зависимости от налогового класса налогоплательщика с учётом принципа «всемирного налогообложения». Взимание налога осуществляется в основном административным способом.

Подоходным налогом облагаются все доходы налогоплательщика за исключением необлагаемых сумм. К основным облагаемым доходам относятся: заработная плата; доходы от занятий сельским хозяйством; доходы от предпринимательской или свободно-профессиональной деятельности; доходы от сдачи недвижимости внаём; доходы по вкладам в банках, дивиденды; доходы «из прочих источников» (пенсии, алименты, спекулятивные доходы и пр.).

К основным необлагаемым доходам относятся: социальные и компенсационные выплаты; подарки от работодателя на сумму не более 30 евро; материальная помощь на сумму не более 358 евро; доходы от трудовой деятельности по совместительству в качестве преподавателя, воспитателя, сиделки, музыканта, тренера и т. п. – не более 1 848 евро в год; выигрыши и чаевые – не более 1 224 евро в год;

Необлагаемый налогом минимум составляет 5 616 евро в год для одиноких и 11 232 евро в год для семейных пар.

Целый ряд категорий граждан имеют дополнительные целевые налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам. Верхняя ставка подоходного налога составляет 42%, нижняя ставка – 15%. Минимальная ставка подоходного налога для нерезидентов установлена в размере 25%.

Стоит отметить, что налогоплательщику Германии помимо подоходного налога необходимо уплачивать так называемую «надбавку солидарности» (Solidaritätszuschlag) и церковный налог. Надбавка солидарности была введена в целях финансирования экономического возрождения земель за счёт части доходов налогоплательщиков Германии. На сегодняшний день она составляет 7,5% от суммы подоходного налога. Церковный налог платят только те налогоплательщики, которые являются членами церковной общины. Он также исчисляется на базе подоходного налога и составляет от 1 до 9% от его годовой суммы, уменьшенной на 300 евро на каждого ребёнка налогоплательщика.

4.2. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Германии распределяется по всем трём уровням бюджетной системы. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени.

Налогом на добавленную стоимость облагается вся система общественного и частного потребления. Налогом не облагаются медицинские услуги, образовательные услуги, услуги театров, музеев, благотворительных союзов и т.д.

Основная ставка налога составляет 16%. Льготная ставка в размере 7% распространяется на некоторые товарные группы, например, на продукты питания, книги, газеты, услуги транспорта.

При экспорте НДС полностью возмещается. Возврату подлежит НДС, оплаченный на производственные затраты налогоплательщика-экспортёра.

Как мы уже отмечали, в Германии наряду с НДС применяются и налоги с оборота, например, налог с оборота импорта.

Налогом с оборота импорта облагается товар, ввозимый из третьих стран через таможенную границу Германии. В основу исчисления налоговой базы заложена таможенная стоимость ввозимого товара, к которой прибавляются другие импортные сборы. Ставки налога с оборота, как по НДС, составляют 16 и 7% соответственно.

4.3. Корпоративный налог

Доля корпоративного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Германии заметно ниже, чем, например, доля подоходного налога. В общей сумме налоговых поступлений корпоративный налог составляет лишь около 5%. По уровням бюджетной системы корпоративный налог распределяется между федеральным и земельным бюджетами в пропорции 50% на 50%.

Корпоративный налог взимается с годового дохода юридического лица. При этом разрешается включение в статьи затрат представительских расходов, затрат по найму жилья для иностранных граждан, промыслового налога, использовать разнообразные налоговые льготы. Налоговые льготы носят, как правило, регулирующий характер, стимулируя инвестиции, развитие тех или иных регионов.

Максимальная налоговая ставка применяется в том случае, если прибыль остаётся нераспределённой (29,8%). К распределяемой прибыли применяются пониженная налоговая ставка.

4.4. Промысловый налог

Промысловый налог является одним из основных местных налогов. Этот налог уплачивают предприятия, общества, физические лица, которые занимается промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для начисления налога служит прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами общин (в среднем она составляет 15 – 20%).

4.5. Акцизы

Акцизы в Германии делятся на три подгруппы – акцизы на продовольственные товары, акцизы на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), акцизы на нефтепродукты. Все они, кроме акцизов на нефтепродукты, небольшие по величине. Акцизы взимаются с производителей, которые включают их в цену подакцизных товаров. Конечным плательщиком акцизов выступает конечный потребитель подакцизного товара.

Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7,6% всех налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину.

Из налогов данной группы наиболее значительными являются: акциз на нефтепродукты (7,6% всех налоговых поступлений) и акциз на табачные изделия (около 3% всех налоговых поступлений). Акцизы по другим подакцизным товарам дают менее 1% всех налоговых поступлений каждый, например, акциз на кофе – 0,3%, акциз на пиво – 0,2%.

Акцизы по большинству подакцизных товаров направляются в федеральный бюджет, за исключением акциза на пиво, который поступает в бюджеты федеральных земель, и акцизов на прочие алкогольные напитки, которые поступают в бюджеты общин.

Ставки акцизов в основном установлены в евро на единицу обложения, то есть являются твёрдыми. Например, 0,5 евро на 1 литр бензина; 9,3 евроцента на 1 сигарету; 3,1 евро на 1 кг кофе; 1,4 евро на 0,75 литров шампанского и т.п.