logo
544 УМП Налоговые системы зарубежных стран-2010

Приложение а

Оффшорные зоны в мировой экономике

Озабоченность мирового сообщества существованием оффшорных зон и ростом их участия в мировой экономике (прежде всего, со стороны развитых стран) привела к развертыванию «антиоффшорной борьбы» всемирного масштаба. Если раньше борьба с оффшорами была проблемой отдельного государства, то теперь в ней активно участвуют такие международные организации как ОЭСР, FATF, ООН, ЕС и другие.

Борьба с оффшорными зонами ведётся по следующим основным направлениям:

нечестная налоговая конкуренция (устанавливая номинальную ставку налогообложения, оффшоры занимаются «налоговым демпингом», переманивая мобильный капитал из других стран, тем самым они разрушают налоговую базу этих стран, поощряют уклонение от налогов, и вынуждают переносить бремя налогообложения на менее мобильные налоговые базы (труд, недвижимость, потребление), что приводит к искажению структуры экономических стимулов неоффшорных экономик) – по линии ОЭСР;

содействие криминалу (прежде всего, в «отмывании» капиталов) – по линии FATF.

ОЭСР в рамках деятельности по «ликвидации вредоносной налоговой практики» занимается разработкой международных согласованных стандартов налогового сотрудничества и их внедрением в офшорных зонах.

Критерии идентификации оффшорных зон, разработанные ОЭСР, выглядят следующим образом:

- нулевое или номинальное налогообложение;

- строгая секретность и отсутствие эффективного обмена информацией (с налоговыми органами других стран);

- недостаточная прозрачность в действии закона и административных правил.

Основным методом борьбы ОЭСР с вредоносной практикой, остаётся навязывание оффшорным юрисдикциям рекомендаций, разрабатываемых ОЭСР:

1) рекомендаций, касающихся внутреннего законодательства (рекомендации по введению в налоговую систему правил, ликвидирующих выгоды от использования оффшоров; по облегчению доступа налоговых властей к банковской информации; по отчётности резидентов в отношении зарубежных операций и др.);

2) рекомендаций, касающихся налоговых договоров (внесение в налоговые договоры положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов; положений, исключающих использование договора офшорными компаниями; отказ от заключения договоров с налоговыми убежищами и др.);

3) рекомендаций, касающихся международного сотрудничества (создание постоянно действующего Форума по вредоносной налоговой конкуренции для воплощения в жизнь рекомендаций; подготовка официального списка «налоговых убежищ»; воздействие на «налоговые убежища» через страны, имеющие с ними близкие связи; разработка принципов правильного налогового администрирования; организация взаимодействия со странами, не входящими в ОЭСР).

По результатам такой работы ОЭСР осуществляет классификацию стран по принципу налоговой открытости. Последняя такая классификация была обнародована в апреле 2009 года:

1) юрисдикции, которые в значительной степени ввели международные согласованные стандарты налогового сотрудничества (так называемый «белый список»): Австралия, Американские Виргинские Острова, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Греция, Дания, Джерси, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай, Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Остров Мэн, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшелы, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, ЮАР, Япония;

2) юрисдикции, обязавшиеся перейти на международные согласованные стандарты налогового сотрудничества, но ещё не ввели их полностью (так называемый «серый список»): Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские острова, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Британские Виргинские Острова, Вануату, Гибралтар, Гренада, Доминика, Каймановы Острова, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Монако, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Китс и Нeвис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан Мариино, Острова Кука, Острова Тёркс и Кайкос, Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Швейцария, Чили, Сингапур (такие страны, как Андорра, Лихтенштейн, Монако, Австрия, Швейцария, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили и Бельгия попали в «серый список» из «чёрного списка» только в 2009 году);

3) юрисдикции, не обязавшиеся принять международные согласованные стандарты налогового сотрудничества: Уругвай, Малайзия, Филиппины, Коста-Рика.

Для налоговых целей в нашей стране список оффшорных зон утверждён Приказом Минфина России «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) № 108н от 13.11.2007 года (в ред. приказа Минфина РФ от 02.02.2009 г. № 10н).

В соответствии с указанным документом, оффшорными зонами признаны 42 государства: Ангилья, Андорра, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские острова, Бруней, Вануату, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Доминиканская республика, Кипр, КНР (специальные административные районы Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь)), Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Каймановы острова, Панама и другие.