logo search
ГОСЫ

29) Основные приёмы управления дебиторской задолженностью предприятий

Под дебиторской задолженностью понимается задолжен­ность, возникающая при реализации продукции предприятия с отсрочкой платежа, т.е. на условиях коммерческого кредита. Управление дебиторской задолженностью — важная состав­ная часть общего менеджмента предприятия.

  1. Выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;

  2. Оценка реального состояния ДЗ и списания просроченных безнадежных долгов – ведется отдельно по группам ДЗ, сформированным в соответствии со сроками ее возникновения( реестр старения ДЗ)

  3. Скидки в контрактах – при работе с покупателями чаще всего применяется метод скидок, как вознаграждение за предоплату по договору поставки. Предложение скидок оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли в долгосрочном периоде; если п/п испытывает дефицит ликвидности, то скидки могут быть предоставлены с целью ее повышения в краткосрочном периоде, даже если эффект от них в долгосрочной перспективе будет отрицательный; если система скидок за ускорение платы более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную плату.

При расчете варианта скидки необходимо учитывать следующее:

Затраты п/п. связанные с обслуживанием краткосрочного кредита, привлекаемого для финансирования ТФП, в случае отказа от варианта скидок;

Издержки, которые будет нести п/п в случае отсрочки платежа;

Реальные потери в связи с предоставлением скидок;

Реальный доход, который могло получить п/п от непрерывного производства и реализации продукции в случае предоставления скидок.

Необходимо выбирать тот вариант, при котором финансовый результат будет более привлекателен, т.е. либо потери – минимальны, либо доходы – максимальны.

  1. Факторинг – услуга, предоставляемая банком или фактор – фирмой на покупку долговых обязательств. у физ. и юр. лиц .

Существует 2 вида факторинга:

  1. Учет векселей – покупка векселей по индоссаменту коммерческими банками с дисконтом до наступления срока их оплаты;

  2. Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

  3. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

  4. Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с позиции инкассации товаров.