15, Управление запасами. Анализ авс-xyz в управлении запасами.
Запасы – это временно не используемые экономические ресурсы предприятия.
Запасы могут создаваться в силу различных причин. Их назначение – удовлетворить спрос в момент его возникновения. Нельзя быть уверенным, что товар поступит на склад именно в тот момент, когда он понадобиться. В процессе производства может потребоваться замена какой-то детали оборудования, и если этой детали не окажется, процесс может остановиться. Наличие запасов предотвратит возникновение подобных ситуаций.
Запасы можно классифицировать следующим образом:
ТМЗ – товарно-материальные запасы (сырьё и материалы);
незавершённое производство;
готовая продукция на складе.
Управление запасами – это контроль за их состоянием и принятие решений, обеспечивающих экономию времени и средств за счёт минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.
Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет:
Уменьшить производственные потери из-за нехватки материалов.
Ускорить их оборачиваемость.
Свести до минимума излишки ТМЗ, которые увеличивают стоимость операций и "замораживают" дефицитные денежные средства.
Снизить риск старения и порчи товаров.
Снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов.
Далее рассматриваются классические модели управления запасами применительно только к ТМЗ.
Методы управления запасами
Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на вопросы:
какое количество продукции заказывать?
когда делать заказ?
При ответе на эти вопросы должно быть учтено действие ряда факторов, а именно:
характер спроса (детерминированный или случайный, изменяющийся во времени или постоянный);
принятый способ пополнения запасов (непрерывный, периодический, через определенные интервалы времени);
затраты на приобретение и хранение запасов, убытки при возникновении дефицита запасаемых продуктов, производственный риск и проблема страхования.
В теории управления запасами рассматриваются многочисленные модели, позволяющие учитывать эти факторы в решаемых задачах.
Здесь же кратко излагается сущность наиболее часто используемых методов.
ABC-XYZ – анализ в управлении запасами
АВС-метод контроля и управления многономенклатурными запасами
Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
Суть метода АВС состоит в том, что сначала вся номенклатура МР (ГП) располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций номенклатуры одного наименования на складе. При этом цену единицы запаса умножают на число единиц на складе, и список составляется в порядке убывания этих величин (произведений).
В группу В входят позиции номенклатуры запасов, сумма стоимости которых составляет примерно 15—10% общей стоимости. Остальные позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет около 5—10%, относятся к группе С. Опыт показывает, что обычно в группу А попадает 10— 15% всей номенклатуры, в группу В— 20—25%, и к третьей группе С относится 60—70% всей номенклатуры. Таким образом, основное внимание при контроле, нормировании и управлении запасами должно быть уделено группе А, которая при своей малочисленности составляет подавляющую долю стоимости хранимых запасов, тем самым вызывая наибольшие расходы по их хранению и содержанию в запасе. Для группы А целесообразно применять те модели управления, в которых требуется постоянный (ежедневный) контроль над уровнем запаса, рассчитывать оптимальную величину заказа. Часто в эту группу включают и наиболее дефицитные материальные ресурсы.
Анализ XYZ
Метод XYZ может быть использован в дополнение к классификации номенклатуры запасов методом АВС. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от частоты потребления и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем потребления товаров, включенных в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары с заранее известными тенденциями определения потребностей в них, например, с сезонными колебаниями и средними возможностями прогноза.
В группу Z включают товары, которые потребляются нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, прогнозирование их потребности неточно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса ( ) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:
- 1, Понятие финансового менеджмента. Цели и задачи управления финансами.
- 2, Фундаментальные концепции финансового менеджмента
- 3, Учет фактора времени в финансовых расчетах. Операции наращения и дисконтирования. Методы начисления процентов. Эффективная ставка.
- 5, Оценка финансовых активов.
- 6, Доходность финансовых активов.
- 7, Средневзвешенная стоимость капитала.
- 9, Производственный (операционный) леверидж. Финансовый леверидж. Общий леверидж.
- 10, Содержание и задачи управления оборотными активами предприятия. Собственные оборотные средства (чистый рабочий капитал). Финансовый цикл.
- 11, Политика управления оборотными активами.
- 12, Основные источники и формы финансирования оборотных средств предприятия.
- 13, Определение целевого остатка денежных средств. Модель Баумоля. Модель Миллера-Ора. Модель Стоуна.
- 14, Потоки денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Методы построения отчетов о движении денежных средств.
- 15, Управление запасами. Анализ авс-xyz в управлении запасами.
- 16, Затраты, связанные с запасами. Модель оптимальной партии заказа.
- 1. Издержки хранения запаса z1, включают:
- 17, Содержание и задачи управления дебиторской задолженностью
- 18, Контроль и анализ дебиторской задолженности. Коэффициенты инкассирования
- 19, Кредитная политика. Анализ изменения кредитной политики.