9.1. Расчеты с использованием платежных требований
Платежное требование – платежная инструкция, содержащая требование бенефициара (получателя средств) к плательщику об уплате определенной суммы денег (форма платежного требования приведена в приложении3).
Данная форма расчетов предполагает представление платежных инструкций на инкассо. При этом используются две формы:
безакцептная;
акцептная.
Безакцептная форма инкассо используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке (согласие плательщика на списание средств не требуется и не может быть оспорено). Как правило, безакцептная форма списания средств имеет место в случае предъявления в банк платежных требований с подлинным исполнительным документом или его дубликатом в пределах срока давности на основании исполнительных документов судов (исполнительные листы судов; документы, имеющие исполнительную надпись нотариуса; решения (распоряжения) уполномоченных государственных органов (должностных лиц)), а также действующего законодательства (данным правом обладают органы Фонда социальной защиты населения, инспекции Министерства по налогам и сборам). Данные, указанные в платежном требовании, должны соответствовать данным, указанным в исполнительном документе, сумма, указанная в платежном требовании, – равна или меньше суммы, указанной в исполнительном документе. Платежное требование представляется в банк, обслуживающий взыскателя, и после соответствующей проверки направляется в тот же день в банк, обслуживающий плательщика. Платежное требование, принятое банком к исполнению, при наличии средств на счете плательщика исполняется в полной сумме (частично) в день поступления. Исполненные частично (в неоплаченной сумме) и требования, для оплаты которых средства на счете отсутствуют, оприходуются в картотеку №2).
Акцептная форма инкассо применяется при расчетах по товарным операциям (за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги).
Акцепт – согласие плательщика на списание средств с его счета. Он может быть предварительным и последующим ( в настоящее время используется только предварительный акцепт) .
Предварительный акцепт – акцепт плательщика, полученный обслуживающим банком до получения платежного требования от банка получателя средств, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк плательщика. В заявлении на предварительный акцепт должны быть указаны: наименование плательщика, номер счета, с которого будет производиться оплата, наименование поставщика, номер(а) и дата(ы) заключенного(ых) договора(ов), по которым предполагается оплата и другая информация. В данном случае претензии поставщика и покупателя урегулируются в соответствии с договором между ними и действующим законодательством.
Схема расчетов по исполнению дебетового банковского перевода с использованием платежного требования в порядке предварительного акцепта представлена на рис. 2.
Рис. 2. Расчеты платежным требованием с предварительным акцептом: 1 – заключение договора; 2 – отгрузка товара, оказание услуг, выполнение работ; 3 – передача в банк заявления на предварительный акцепт (данная операция может иметь место в любой момент, но до поступления требования в банк плательщика); 4 – представление платежного требования в обслуживающий банк; 5 – принятие платежного требования на инкассо (проверяется правильность оформления, после чего первый экземпляр реестра остается в банке); 6 – передача платежного требования в банк плательщика (передается второй экземпляр реестра и все экземпляры платежных требований); 7 – принятие к исполнению платежного требования банком плательщика (проверяется правильность оформления, в банке остается второй экземпляр реестра); 8 – оплата платежного требования; 9 – перевод платежа в банк, обслуживающий поставщика; 10 – извещение плательщика о списании средств с его счета (передается третий экземпляр платежного требования с отметкой об оплате); 11 – принятие платежа, зачисление средств на счет поставщика; 12 – извещение поставщика (выдача второго экземпляра платежного требования).
Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при достаточности средств на счете исполняются банком (оплачиваются). При недостаточности средств неоплаченное платежное требование или частично оплаченное платежное требование возвращается поставщику. Если в установленный срок от плательщика не поступило заявление на акцепт (обязательно в письменной форме плательщик должен выразить свое желание оплатить полностью либо частично платежное требование или отказ от акцепта), то такое требование считается неакцептованным и возвращается в банк поставщика с отметкой "не получено согласие плательщика на оплату".
Платежное требование выписывается поставщиком в трех экземплярах и представляется в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней со дня его выписки с приложением реестра платежных требований в двух экземплярах (форма реестра представлена в приложении 4).
Платежное требование не принимается банком-получателем, если:
1) имеются исправления и подчистки; 2) не указаны обязательные реквизиты; 3) подписи и оттиск печати не соответствуют заявленным образцам; 4) данные, приведенные в реестре, не соответствуют данным, приведенным в платежном требовании; 5) невозможно установить отправителя либо не подтверждена подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде.
Платежное требование не принимается банком-отправителем, если:
имеются исправления и подчистки; 2) на платежном требовании отсутствует штамп банка-получателя; 3) невозможно установить отправителя либо не подтверждена подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде; 4) не указаны обязательные реквизиты; 5) невозможно установить плательщика.
- Тема 1. Безналичный денежный оборот
- Тема 2. Безналичные расчеты и основные принципы их оСуществления в республике беларусь
- 5. Проведение расчетов в пределах собственных средств плательщика и полученных им кредитов.
- 6. Зачисление средств на счет получателя после их списания со счета плательщика.
- 7. Проведение расчетов в пределах установленных сроков.
- Тема 3. Счета, открываемые субъектами
- Тема 5. Организация осуществления платежей со счетов организаций
- Тема 6. Действующий порядок списания средств с расчетных (текущих) счетов организаций
- Тема 7. Операции с расчетными документами организаций – клиентов банка, помещенными в картотеку
- Тема 8. Отзыв расчетных документов
- Тема 9. Банковский перевод.
- 9.1. Расчеты с использованием платежных требований
- 9.2. Расчеты с использованием чеков из чековой книжки
- Тема 10. Кредитовый банковский перевод
- 10.1. Расчеты платежными поручениями
- 10.2. Расчеты платежным требованием-поручением
- 10.3. Расчеты банковскими пластиковыми карточками
- 10.4. Расчеты аккредитивами