Сущность и содержание бюджетного процесса
Под бюджетным процессом понимается регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также по утверждению отчетов об их исполнении.
Правовую основу бюджетного процесса в Российской Федерации составляют положения Конституции, Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ключевыми задачами бюджетного процесса являются:
1) определение доходов бюджета по отдельным налогам и сборам, а также общего объема доходов в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
2) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего их объема, исходя из потребностей финансирования всех мероприятий, предусмотренных бюджетом;
3) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;
4) осуществление контроля за финансовой деятельностью юридических и физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.
Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности – составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение законодательными органами, исполнение бюджета; составление отчёта об исполнении бюджета и утверждение его парламентом. Продолжительность бюджетного процесса может составлять до двух и более лет в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчёта – свыше трёх лет.
Работа по составлению проекта бюджета начинается за 12 – 18 месяцев до начала нового бюджетного года (во Франции – за 14 месяцев, в США – за 18 месяцев). Разработкой проекта бюджета занимаются Министерства финансов (казначейства), а в США – Административно-бюджетное управление при Президенте, на которое также возложен контроль за исполнением бюджета. Работа по составлению проекта бюджета начинается с подготовки Министерством финансов (в США – Административно-бюджетным управлением) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определённой дате расчёт сметы расходов и доходов.
Бюджетным годом или периодом называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В начале ХХ в. финансовый год совпадал с календарным во многих странах — во Франции, в Австро-Венгрии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Швеции, России, Финляндии и др. В конце ХХ в. существует различие дат начала финансового года. В США он начинается 1 октября и заканчивается 30.09 следующего календарного года, соответственно, в Швеции 1 июля – 30 июня, в Японии – 1 апреля – 31 марта. До сих пор сохраняет старую традицию только Россия, в которой начало финансового года совпадает с календарным.
Существует понятие «льготный срок» – время, предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых счетов. Этот период колеблется по странам от одного до пяти месяцев. В течение этого времени правительство имеет право производить финансирование за счёт средств, предусмотренных по уже закончившемуся бюджетному году, не спрашивая новых разрешений. Бюджетный год с включением льготного срока образует счётный период, под которым понимается фактический период исполнения бюджета.
- Государственные финансы
- 1.1.2. Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 1.2.2. Финансовая политика
- 1.2.3. Система управления финансами
- Пенсионный фонд Российской Федерации (пфр)
- Фонд социального страхования Российской Федерации (фсс)
- Фонд обязательного медицинского страхования (фомс)
- Функции страхования
- Принципы бюджетной системы
- Понятие и принципы организации государственных расходов
- Виды государственных расходов
- Содержание и виды государственных доходов
- 4.1.1. Сущность государственных доходов
- 4.1.2. Виды государственных доходов
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета
- Сущность и содержание бюджетного процесса
- Участники бюджетного процесса
- Сущность и функции государственного кредита
- Принципы и методы управления государственным долгом
- Элементы налога и их характеристика
- Существенные элементы налога
- Классификация налогов
- Классификация налогов
- Система налогов и сборов рф. Полномочия органов власти различных уровней в вопросах налогообложения
- Система налогов рф
- Субъекты налоговых отношений: их права и обязанности
- Права и обязанности налогоплательщиков
- Права и обязанности налоговых органов
- Цели и задачи финансового контроля
- 13.2. Формы и методы финансового контроля
- 13.3. Органы государственного финансового контроля
- 13.4. Счетная палата как орган финансового контроля