logo search
Финансы черновик 1 и 2 тема

1.6.Финансовый рынок: понятие, назначение и роль в экономике, пути развития. Организация финансов участников финансового рынка

Финансовый рынок – это особая форма организации движения денежных средств в экономике, удовлетворяющая потребности экономических субъектов в финансовых ресурсах путем их купли-продажи.

Объективной предпосылкой его существования является несовпадение потребности в денежных средствах у субъектов экономики с наличием источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок включает: рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, рынок золота, валютный и страховой рынок. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования свободных денежных средств и эффективного их использования. Назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных средств от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Сберегатели – юридические и физические лица, государственные органы власти и управления, иностранные участники финансового рынка, располагающие свободными денежными средствами.

Инвесторы – субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, дело.

Пользователи – юридические и физические лица, а также государственные органы власти и управления, приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка.

Роль посредников на финансовом рынке выполняют: коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, инвестиционные компании, паевые фонды и другие финансовые институты, осуществляющие мобилизацию свободных денежных средств и обеспечивающие их эффективное использование.

Рынок ссудных капиталов охватывает сферу деятельности кредитных организаций. На нем проводятся платежно-расчетные операции, мобилизуются денежные ресурсы в виде депозитов, происходит их предоставление участникам хозяйственной деятельности в форме кредитов и займов.

Страховой рынок включает отношения между страховщиками и страхователями по поводу купли-продажи страховой услуги. Страховщики осуществляют мобилизацию денежных ресурсов путем обязательного или добровольного страхования и страховые выплаты страхователям при наступлении страхового случая, а страхователи страхуют возможные риски, связанные с их жизнедеятельностью. Остающиеся свободные денежные средства страховые компании инвестируют в надежные инструменты финансового рынка.

Рынок ценных бумаг представляет собой особую сферу финансовых отношений, возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами. С развитием рыночных отношений для привлечения свободных денежных средств используются долевые, долговые и производные ценные бумаги.

Рынок золота – это рынок, на котором продается и покупается золото. Таких рынков в мире насчитывается более 50. Наиболее крупные из них находятся в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке.

Валютным рынком считается тот, на котором продаются и покупаются валютные ценности.

В зависимости от сроков, обращающихся на рынке финансовых инструментов (денег, ценных бумаг и др.) финансовый рынок делят на рынок денег и рынок капитала. Срок обращения финансовых инструментов на рынке денег не превышает одного года, а на рынке капиталов – превышает.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное перемещение финансовых ресурсов. Обязательной предпосылкой его эффективного функционирования является многообразие форм собственности, стабильность денежной единицы, свободные цены и т.д.

Функционирование финансового рынка имеет большое значение для социально-экономического развития страны. Благодаря ему представляется возможным инвестировать денежные средства в экономику и цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит.

Направления развития финансового рынка России

Обеспечение ускоренного экономического развития страны путем превращения финансового рынка и банковского сектора в важнейшие факторы социально-экономического развития является важным направлением деятельности государственных органов в сфере регулирования финансово-кредитных отношений.

Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

Причины такой ситуации многогранны. Определенную роль играет отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, которое повышало транзакционные издержки. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в РФ регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство РФ не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в РФ. Процедура эмиссии ценных бумаг не позволяет осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам.

Эти недостатки порождают серьезные проблемы для инвестирования пенсионных накоплений и других средств обязательных накопительных систем. Без коренных преобразований в этой сфере невозможно обеспечить достаточную емкость рынка для инвестиций и их приемлемую доходность. Разрешение инвестировать существенную часть пенсионных накоплений вне пределов страны позволит России войти в международный рынок капитала не за счет развития российских институтов финансового рынка, а путем использования финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми институтами1.

В 2006–2008 годах ставились следующие цели и задачи развития финансового рынка:

Важнейшим условием достижения поставленных целей являлось формирование благоприятного инвестиционного климата, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения.

Финансовый рынок в результате реализации этих задач должен был качественно измениться:

К сожалению, в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, разразившимся в 2008–2010 гг., эти задачи в полном объеме выполнены не были. Последствия таких кризисов могут быть сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы и источниками угроз национальной безопасности.

Состояние финансового сектора за последние годы характеризуется показателям, приведенными в табл. 2.

Таблица 2

Обзор финансового сектора (по данным организаций банковской системы, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), млн рублей1

01.01.2006

01.01.2007

01.04.2007

01.07.2007

01.10.2007

01.01.2008

01.04.2008

01.07.2008

01.10.2008

01.01.2009

01.04.2009

01.07.2009

01.10.2009

01.01.2010

01.04.2010

01.07.2010

01.10.2010

Чистые иностранные активы

4 856 698

6 897 883

7 947 962

8 722 120

9 051 744

9 922 487

10 543 897

11 284 363

12 297 662

12 211 415

12 908 207

13 068 463

13 264 644

13 947 960

13 786 734

14 773 437

15 077 948

Требования к нерезидентам

6 681 046

9 771 174

11 140 413

12 399 934

13 138 958

14 077 969

14 716 211

15 967 181

17 436 478

17 246 942

18 033 583

17 673 155

17 756 021

18 260 744

17 919 396

18 971 426

19 721 039

Обязательства перед нерезидентами

1 824 348

2 873 291

3 192 451

3 677 814

4 087 214

4 155 482

4 172 314

4 682 818

5 138 816

5 035 527

5 125 376

4 604 692

4 491 377

4 312 784

4 132 662

4 197 989

4 643 090

Внутренние требования

4 944 001

6 367 087

6 380 160

6 901 824

7 375 122

8 912 271

9 060 143

9 431 038

9 288 812

11 218 103

10 884 952

11 698 858

12 350 700

14 047 198

14 221 452

15 056 238

15 959 549

Чистые требования к органам государственного управления

-1 357 480

-2 910 082

-3 708 106

-4 322 249

-5 071 592

-4 703 014

-5 771 820

-6 804 317

-8 195 225

-7 301 301

-8 197 826

-7 094 387

-6 615 626

-4 927 132

-4 748 241

-4 925 888

-4 843 020

Требования к органам государственного управления

988 554

1 087 384

1 098 031

1 135 335

1 164 532

1 280 885

1 262 395

1 216 773

1 254 367

1 292 092

1 434 751

1 407 377

1 581 821

1 807 339

1 879 193

1 940 124

2 136 469

Обязательства перед органами государственного управления

2 346 034

3 997 465

4 806 136

5 457 584

6 236 125

5 983 899

7 034 215

8 021 090

9 449 591

8 593 393

9 632 576

8 501 763

8 197 447

6 734 471

6 627 434

6 866 013

6 979 488

Требования к другим секторам

6 301 481

9 277 168

10 088 265

11 224 074

12 446 714

13 615 285

14 831 962

16 235 354

17 484 036

18 519 404

19 082 778

18 793 245

18 966 326

18 974 330

18 969 693

19 982 127

20 802 569

Другие финансовые организации, кроме страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов

171 406

327 473

370 220

401 199

411 361

444 936

623 814

719 236

715 791

814 106

829 388

779 792

777 723

813 264

804 396

800 743

881 533

Нефинансовые организации

4 951 626

6 883 865

7 477 525

8 262 331

9 126 525

9 930 228

10 719 359

11 601 274

12 398 702

13 357 789

14 064 133

14 011 668

14 270 875

14 293 070

14 334 695

15 105 330

15 617 097

Население

1 178 449

2 065 830

2 240 520

2 560 544

2 908 828

3 240 120

3 488 790

3 914 845

4 369 543

4 347 509

4 189 256

4 001 786

3 917 728

3 867 996

3 830 602

4 076 054

4 303 938

Наличная валюта вне финансового сектора

1 994 513

2 766 490

2 725 259

3 007 896

3 203 107

3 681 944

3 456 071

3 700 070

3 880 622

3 777 956

3 258 771

3 507 605

3 470 534

4 023 385

3 969 341

4 351 504

4 509 157

Депозиты

5 109 970

7 211 653

8 037 058

8 874 885

9 375 300

10 726 663

11 257 984

12 027 784

11 996 637

12 916 745

13 014 300

13 455 364

13 916 660

15 277 426

15 472 032

16 256 145

16 791 802

Из них: другие финансовые организации, кроме страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов

116 774

141 526

180 774

207 598

223 362

228 482

234 822

327 243

280 248

309 324

304 995

300 827

429 498

357 891

406 843

420 574

484 376

Ценные бумаги, кроме акций

447 598

651 311

596 223

534 628

484 453

583 256

555 128

628 934

593 947

512 710

418 950

389 265

422 336

472 800

442 957

437 787

463 643

Кредиты и займы

3 199

2 598

2 441

4 351

3 387

3 758

3 519

5 051

6 920

7 094

7 445

3 948

3 637

4 677

16 337

19 387

9 464

Страховые технические резервы

403 923

552 026

602 092

626 524

652 233

713 820

767 993

800 267

818 635

826 593

868 493

894 305

904 050

949 612

1 018 282

1 070 789

1 090 404

Акции и другие формы участия в капитале

1 640 568

1 977 904

2 344 609

2 642 218

2 814 138

3 508 377

3 771 065

3 908 139

4 023 970

5 445 890

5 630 177

5 881 449

6 251 816

6 565 000

6 710 308

6 757 045

6 925 153

Прочие статьи (нетто)

200 928

102 987

20 439

-66 558

-105 752

-383 060

-207 720

-354 845

265 743

-57 471

595 023

635 384

646 312

702 259

378 929

937 017

1 247 874

Дальнейшее направление развития финансового рынка России нашло отражение в стратегии его развития до 2020 года. До 2020 года необходимо решить следующие задачи:

Ключевыми принципами повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания международного финансового центра являются:

Развитие российского финансового рынка и создание в России международного финансового центра потребует реализации следующих мер:

Для эффективного и динамичного экономического роста необходимо повысить мобильность капиталов в экономике, обеспечить опережающий рост финансовых рынков по сравнению с другими отраслями путем:

Таблица 3

Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации1

Показатель

На 01.01.2008 г.

На 2020 г.

Капитализация публичных компаний, трлн рублей

32,3

170

Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, %

97,8

104

Биржевая торговля акциями, трлн рублей

31,4

240

Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, %

95,1

146

Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн рублей

1,2

19

Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, %

3,6

12

Активы инвестиционных фондов, трлн. рублей

0,8

17

Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн рублей

0,6

12

Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, %

4,2

18

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн рублей

0,7

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн человек

0,8

20

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, %

12

Важную роль в развитии финансового рынка играет Банк России. В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2011‑2013 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

Организация финансов участников финансового рынка

Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. При этом перераспределение может происходить путем непосредственной передачи финансовых ресурсов от инвестора заемщику, если совпадают требования заемщиков и кредиторов к сумме, срокам, доходности и уровню риска этой операции. В случае несовпадения интересов их несоответствие устраняется финансовыми посредниками, которые могут привлекать финансовые ресурсы нескольких инвесторов для удовлетворения потребностей заемщика или диверсифицировать вложения отдельного инвестора. Финансовые посредники2предоставляют своим клиентам широкий набор финансовых инструментов и услуг, снижают уровень риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом.

Финансовые посредники активно осуществляют деятельность по аккумулированию денежных средств инвесторов, преимущественно мелких, с целью последующего инвестирования в ценные бумаги и иные финансовые инструменты для получения дохода. По сравнению с прямым инвестированием финансовые посредники обеспечивают инвесторам профессиональное управление денежными средствами, диверсификацию вложений и снижение рисков инвестирования, снижение издержек управления, ликвидность и защищенность вложений3. Основной задачей инвестиционных фондов, а также других профессиональных участников рынка ценных бумаг4является привлечение и объединение средств физических и юридических лиц с последующим их инвестированием в ценные бумаги, другое имущество, управление инвестициями, а также обслуживание процессов. Они аккумулируют в своих руках значительные объемы финансовых ресурсов, ценных бумаг, их деятельность при этом зависит от рыночной конъюнктуры и соответственно является рискованной, а целью функционирования, как у любой коммерческой организации, остается получение прибыли (дохода). Поэтому государство предъявляет к таким организациям дополнительные требования, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность, а также устойчивость как финансовой системы страны в целом, так и ее составных частей. В этой связи организация и функционирование инвестиционных фондов, прочих профессиональных участников рынка ценных бумаг характеризуются по сравнению с другими коммерческими организациями рядом специфических черт, таких как: • законодательное ограничение состава акционеров (учредителей, участников) организации; • государственное лицензирование и регулирование деятельности;

• запрет на осуществление иных, кроме операций на финансовом рынке, видов предпринимательской деятельности. Высокий уровень государственной регламентации деятельности инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг дополняется нормативными ограничениями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, в первую очередь для инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды в РФ в соответствии с действующим законодательством создаются для привлечения денежных средств или другого имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления. Они представляют собой находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления1. Таким образом, инвестиционные фонды в России могут образовываться в форме акционерных или паевых инвестиционных фондов.

Акционерный инвестиционный фонд образуется только в виде открытого акционерного общества, при этом действующие нормативно-правовые акты накладывают ряд ограничений на организацию его финансов, а именно: • инвестирование денежных ресурсов, другого имущества только в ценные бумаги и другие объекты, указанные в инвестиционной декларации фонда;2 • государственное регулирование размера собственных средств акционерного инвестиционного фонда, состава и структуры его активов; • передача инвестиционных резервов фонда3 в доверительное управление управляющей компании; • ограничение права размещения ценных бумаг обыкновенными именными акциями по открытой подписке. Акции фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата акций при их размещении не допускается1. Такие требования обусловлены, с одной стороны, спецификой деятельности фондов как финансовых посредников, с другой - их ролью в обеспечении стабильности финансового рынка, отдельных субъектов хозяйствования. Источником финансовых ресурсов для фондов в процессе их функционирования являются доходы, полученные от управляющей компании по договору доверительного управления активами фонда. Объем финансовых ресурсов фонда определяется как внешними (рыночная конъюнктура, темпы инфляции, государственная политика, профессионализм работников управляющей компании и т.п.), так и внутренними (инвестиционная декларация, размер вознаграждения управляющей компании, расходы на содержание органов управления фондом) факторами.

В этой связи для защиты интересов акционеров имущество акционерного инвестиционного фонда делится на предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы) и для обеспечения деятельности его органов. Деление осуществляется в пропорции, зафиксированной в уставе фонда. Расходы на содержание органов управления фондом покрываются за счет имущества и денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности органов фонда в соответствии с уставом. Расходы на управление активами фонда покрываются за счет имущества фонда, находящегося в доверительном управлении.

Размер вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, ведущему реестр владельцев инвестиционных паев, оценщику и аудитору законодательно регламентируется государством и не может превышать 10% среднегодовой стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда. Вознаграждение выплачивается либо за счет имущества фонда, либо за счет доходов от управления акционерным инвестиционным фондом.

Прибыль фонда после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды распределяется в соответствии с уставными документами фонда. Акционерные инвестиционные фонды обязаны выкупать акции у акционеров в случаях, предусмотренных федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об инвестиционных фондах». Таким образом, доходы инвесторов фонда формируются в порядке, аналогичном общему порядку, установленному для владельцев обыкновенных акций.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного инвесторами2 в доверительное управление управляющей компании. Фонд выступает как одна из форм коллективного инвестирования, при этом инвестор становится собственником инвестиционного пая — ценной бумаги, выдаваемой управляющей компанией. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанный с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, а также имеет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.

Источниками доходов инвесторов паевого инвестиционного фонда являются дивиденды, проценты, прирост курсовой стоимости ценных бумаг, составляющих его портфель. Доходы инвесторов формируются путем погашения принадлежащих им инвестиционных паев управляющей компанией в порядке, предусмотренном правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Порядок выплаты вознаграждения управляющей компании и возмещения расходов, связанных с доверительным управлением, аналогичен установленному для управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов.

Доходы профессиональных участников рынка ценных бумаг формируются за счет предоставления услуг юридическим и физическим лицам на рынке ценных бумаг. Кроме того, организации, осуществляющие дилерскую, брокерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами имеют право осуществлять операции на финансовом рынке за счет собственных финансовых ресурсов и получать доход от такой деятельности. Доходы от операций на финансовом рынке являются для профессиональных участников рынка ценных бумаг основным источником формирования прибыли.

В процессе своей деятельности, формирования и использования прибыли профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны соблюдать устанавливаемые Федеральной службой по финансовым рынкам нормативы достаточности собственных средств для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую, брокерскую, клиринговую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг1. Собственные средства при этом рассчитываются исходя из размера уставного, добавочного, резервного капиталов, фонда социальной сферы, нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного периода,2 т.е. на объем собственных средств основное влияние оказывает объем и структура финансовых ресурсов профессионально участника рынка ценных бумаг. Соблюдение значений норматива достаточности собственных средств позволяет обеспечить финансовую устойчивость самих профессиональных участников рынка ценных бумаг, гарантировать сохранность средств инвесторов и защиту их прав.

Кроме того, государственное финансовое регулирование деятельности инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг направлено на решение таких макро экономических задач, как развитие финансового рынка страны создание эффективных механизмов инвестирования ресурсов для субъектов хозяйствования и граждан3.

Контрольные вопросы

  1. Что является экономической основой функционирования финансов?

  2. Какие элементы включаются в финансовую систему страны?

  3. Какова цель финансовой политики? С помощью каких инструментов она достигается?

  4. Что подразумевается под управлением финансами и какова его цель?

  5. Насколько эффективно в России осуществляется государственный финансовый контроль?

  6. Как классифицируется финансовый контроль по субъектам контроля и по времени проведения?

  7. Каковы цель функционирования и структура финансового рынка?

  8. Каковы направления развития финансового рынка России?

  9. Перечислите особенности организации финансов страховых организаций.

  10. Что можно отнести к особенностям финансов инвестиционных фондов?

  11. Назовите специфические признаки финансов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

  12. Какие можно выделить факторы, обусловливающие особенности организации финансов страховых организаций?

Тест

1.Экономической основой (обязательным условием) функционирования финансов являются:

а) стоимость;

б) деньги;

в) финансовые фонды;

г) капитал.

2.Сущность финансов как экономической категории в соответствии с распределительной концепцией финансов раскрывается в функциях:

а) аккумулирующей и воспроизводственной;

б) распределительной и контрольной;

в) производственной и эмиссионной;

г) рисковой и накопительной.

3.Различают следующие типы финансовой политики:

а) распределительная, воспроизводственная, предупредительная;

б) контрольная, аккумулирующая, эмиссионная;

в) количественная, металлистическая, капиталотворческая;

г) классическая, регулирующая, планово-директивная.

4.Финансовая система – это:

а) совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технологической базы, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями труда;

б) совокупность форм и методов организации финансовых отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования денежных средств;

в) формы и методы кредитования;

г) отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов.

5.Финансовая политика государства делится на финансовую стратегию и финансовую тактику по следующему признаку:

а) субъекты финансовых отношений;

б) разделение полномочий между органами власти;

в) ответственность за проведение финансовой политики;

г) длительность периода и характер решаемых задач.

6.Объектом государственного финансового контроля является:

а) денежная масса;

б) государственный долг;

в) целевое использование бюджетных средств;

г) все вышеперечисленное.

7.Финансовый рынок представляет собой:

а) экономические отношения, возникающие по поводу аренды имущества;

б) форму организации движения денежных средств в экономике;

в) отношения, связанные с формированием резервного фонда предприятий;

г) совокупность мероприятий в области организации обязательного социального страхования.