1.6.Финансовый рынок: понятие, назначение и роль в экономике, пути развития. Организация финансов участников финансового рынка
Финансовый рынок – это особая форма организации движения денежных средств в экономике, удовлетворяющая потребности экономических субъектов в финансовых ресурсах путем их купли-продажи.
Объективной предпосылкой его существования является несовпадение потребности в денежных средствах у субъектов экономики с наличием источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок включает: рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, рынок золота, валютный и страховой рынок. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования свободных денежных средств и эффективного их использования. Назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных средств от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).
Сберегатели – юридические и физические лица, государственные органы власти и управления, иностранные участники финансового рынка, располагающие свободными денежными средствами.
Инвесторы – субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, дело.
Пользователи – юридические и физические лица, а также государственные органы власти и управления, приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка.
Роль посредников на финансовом рынке выполняют: коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, инвестиционные компании, паевые фонды и другие финансовые институты, осуществляющие мобилизацию свободных денежных средств и обеспечивающие их эффективное использование.
Рынок ссудных капиталов охватывает сферу деятельности кредитных организаций. На нем проводятся платежно-расчетные операции, мобилизуются денежные ресурсы в виде депозитов, происходит их предоставление участникам хозяйственной деятельности в форме кредитов и займов.
Страховой рынок включает отношения между страховщиками и страхователями по поводу купли-продажи страховой услуги. Страховщики осуществляют мобилизацию денежных ресурсов путем обязательного или добровольного страхования и страховые выплаты страхователям при наступлении страхового случая, а страхователи страхуют возможные риски, связанные с их жизнедеятельностью. Остающиеся свободные денежные средства страховые компании инвестируют в надежные инструменты финансового рынка.
Рынок ценных бумаг представляет собой особую сферу финансовых отношений, возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами. С развитием рыночных отношений для привлечения свободных денежных средств используются долевые, долговые и производные ценные бумаги.
Рынок золота – это рынок, на котором продается и покупается золото. Таких рынков в мире насчитывается более 50. Наиболее крупные из них находятся в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке.
Валютным рынком считается тот, на котором продаются и покупаются валютные ценности.
В зависимости от сроков, обращающихся на рынке финансовых инструментов (денег, ценных бумаг и др.) финансовый рынок делят на рынок денег и рынок капитала. Срок обращения финансовых инструментов на рынке денег не превышает одного года, а на рынке капиталов – превышает.
Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное перемещение финансовых ресурсов. Обязательной предпосылкой его эффективного функционирования является многообразие форм собственности, стабильность денежной единицы, свободные цены и т.д.
Функционирование финансового рынка имеет большое значение для социально-экономического развития страны. Благодаря ему представляется возможным инвестировать денежные средства в экономику и цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит.
Направления развития финансового рынка России
Обеспечение ускоренного экономического развития страны путем превращения финансового рынка и банковского сектора в важнейшие факторы социально-экономического развития является важным направлением деятельности государственных органов в сфере регулирования финансово-кредитных отношений.
Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.
Причины такой ситуации многогранны. Определенную роль играет отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, которое повышало транзакционные издержки. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в РФ регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство РФ не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в РФ. Процедура эмиссии ценных бумаг не позволяет осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам.
Эти недостатки порождают серьезные проблемы для инвестирования пенсионных накоплений и других средств обязательных накопительных систем. Без коренных преобразований в этой сфере невозможно обеспечить достаточную емкость рынка для инвестиций и их приемлемую доходность. Разрешение инвестировать существенную часть пенсионных накоплений вне пределов страны позволит России войти в международный рынок капитала не за счет развития российских институтов финансового рынка, а путем использования финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми институтами1.
В 2006–2008 годах ставились следующие цели и задачи развития финансового рынка:
обеспечение существенного снижения на финансовом рынке транзакционных издержек привлечения капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;
обеспечение снижения уровня нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов;
содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования;
осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.
Важнейшим условием достижения поставленных целей являлось формирование благоприятного инвестиционного климата, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения.
Финансовый рынок в результате реализации этих задач должен был качественно измениться:
большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес, получали бы доступ к рынку капитала, увеличивалось количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке;
расширился бы ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям;
сформировались бы конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами, их надежный учет и хранение обеспечивали осуществление торговли основной долей российских активов в РФ;
сократились бы совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов, выросла доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения.
К сожалению, в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, разразившимся в 2008–2010 гг., эти задачи в полном объеме выполнены не были. Последствия таких кризисов могут быть сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы и источниками угроз национальной безопасности.
Состояние финансового сектора за последние годы характеризуется показателям, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Обзор финансового сектора (по данным организаций банковской системы, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), млн рублей1
| 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.04.2007 | 01.07.2007 | 01.10.2007 | 01.01.2008 | 01.04.2008 | 01.07.2008 | 01.10.2008 | 01.01.2009 | 01.04.2009 | 01.07.2009 | 01.10.2009 | 01.01.2010 | 01.04.2010 | 01.07.2010 | 01.10.2010 |
Чистые иностранные активы | 4 856 698 | 6 897 883 | 7 947 962 | 8 722 120 | 9 051 744 | 9 922 487 | 10 543 897 | 11 284 363 | 12 297 662 | 12 211 415 | 12 908 207 | 13 068 463 | 13 264 644 | 13 947 960 | 13 786 734 | 14 773 437 | 15 077 948 |
Требования к нерезидентам | 6 681 046 | 9 771 174 | 11 140 413 | 12 399 934 | 13 138 958 | 14 077 969 | 14 716 211 | 15 967 181 | 17 436 478 | 17 246 942 | 18 033 583 | 17 673 155 | 17 756 021 | 18 260 744 | 17 919 396 | 18 971 426 | 19 721 039 |
Обязательства перед нерезидентами | 1 824 348 | 2 873 291 | 3 192 451 | 3 677 814 | 4 087 214 | 4 155 482 | 4 172 314 | 4 682 818 | 5 138 816 | 5 035 527 | 5 125 376 | 4 604 692 | 4 491 377 | 4 312 784 | 4 132 662 | 4 197 989 | 4 643 090 |
Внутренние требования | 4 944 001 | 6 367 087 | 6 380 160 | 6 901 824 | 7 375 122 | 8 912 271 | 9 060 143 | 9 431 038 | 9 288 812 | 11 218 103 | 10 884 952 | 11 698 858 | 12 350 700 | 14 047 198 | 14 221 452 | 15 056 238 | 15 959 549 |
Чистые требования к органам государственного управления | -1 357 480 | -2 910 082 | -3 708 106 | -4 322 249 | -5 071 592 | -4 703 014 | -5 771 820 | -6 804 317 | -8 195 225 | -7 301 301 | -8 197 826 | -7 094 387 | -6 615 626 | -4 927 132 | -4 748 241 | -4 925 888 | -4 843 020 |
Требования к органам государственного управления | 988 554 | 1 087 384 | 1 098 031 | 1 135 335 | 1 164 532 | 1 280 885 | 1 262 395 | 1 216 773 | 1 254 367 | 1 292 092 | 1 434 751 | 1 407 377 | 1 581 821 | 1 807 339 | 1 879 193 | 1 940 124 | 2 136 469 |
Обязательства перед органами государственного управления | 2 346 034 | 3 997 465 | 4 806 136 | 5 457 584 | 6 236 125 | 5 983 899 | 7 034 215 | 8 021 090 | 9 449 591 | 8 593 393 | 9 632 576 | 8 501 763 | 8 197 447 | 6 734 471 | 6 627 434 | 6 866 013 | 6 979 488 |
Требования к другим секторам | 6 301 481 | 9 277 168 | 10 088 265 | 11 224 074 | 12 446 714 | 13 615 285 | 14 831 962 | 16 235 354 | 17 484 036 | 18 519 404 | 19 082 778 | 18 793 245 | 18 966 326 | 18 974 330 | 18 969 693 | 19 982 127 | 20 802 569 |
Другие финансовые организации, кроме страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов | 171 406 | 327 473 | 370 220 | 401 199 | 411 361 | 444 936 | 623 814 | 719 236 | 715 791 | 814 106 | 829 388 | 779 792 | 777 723 | 813 264 | 804 396 | 800 743 | 881 533 |
Нефинансовые организации | 4 951 626 | 6 883 865 | 7 477 525 | 8 262 331 | 9 126 525 | 9 930 228 | 10 719 359 | 11 601 274 | 12 398 702 | 13 357 789 | 14 064 133 | 14 011 668 | 14 270 875 | 14 293 070 | 14 334 695 | 15 105 330 | 15 617 097 |
Население | 1 178 449 | 2 065 830 | 2 240 520 | 2 560 544 | 2 908 828 | 3 240 120 | 3 488 790 | 3 914 845 | 4 369 543 | 4 347 509 | 4 189 256 | 4 001 786 | 3 917 728 | 3 867 996 | 3 830 602 | 4 076 054 | 4 303 938 |
Наличная валюта вне финансового сектора | 1 994 513 | 2 766 490 | 2 725 259 | 3 007 896 | 3 203 107 | 3 681 944 | 3 456 071 | 3 700 070 | 3 880 622 | 3 777 956 | 3 258 771 | 3 507 605 | 3 470 534 | 4 023 385 | 3 969 341 | 4 351 504 | 4 509 157 |
Депозиты | 5 109 970 | 7 211 653 | 8 037 058 | 8 874 885 | 9 375 300 | 10 726 663 | 11 257 984 | 12 027 784 | 11 996 637 | 12 916 745 | 13 014 300 | 13 455 364 | 13 916 660 | 15 277 426 | 15 472 032 | 16 256 145 | 16 791 802 |
Из них: другие финансовые организации, кроме страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов | 116 774 | 141 526 | 180 774 | 207 598 | 223 362 | 228 482 | 234 822 | 327 243 | 280 248 | 309 324 | 304 995 | 300 827 | 429 498 | 357 891 | 406 843 | 420 574 | 484 376 |
Ценные бумаги, кроме акций | 447 598 | 651 311 | 596 223 | 534 628 | 484 453 | 583 256 | 555 128 | 628 934 | 593 947 | 512 710 | 418 950 | 389 265 | 422 336 | 472 800 | 442 957 | 437 787 | 463 643 |
Кредиты и займы | 3 199 | 2 598 | 2 441 | 4 351 | 3 387 | 3 758 | 3 519 | 5 051 | 6 920 | 7 094 | 7 445 | 3 948 | 3 637 | 4 677 | 16 337 | 19 387 | 9 464 |
Страховые технические резервы | 403 923 | 552 026 | 602 092 | 626 524 | 652 233 | 713 820 | 767 993 | 800 267 | 818 635 | 826 593 | 868 493 | 894 305 | 904 050 | 949 612 | 1 018 282 | 1 070 789 | 1 090 404 |
Акции и другие формы участия в капитале | 1 640 568 | 1 977 904 | 2 344 609 | 2 642 218 | 2 814 138 | 3 508 377 | 3 771 065 | 3 908 139 | 4 023 970 | 5 445 890 | 5 630 177 | 5 881 449 | 6 251 816 | 6 565 000 | 6 710 308 | 6 757 045 | 6 925 153 |
Прочие статьи (нетто) | 200 928 | 102 987 | 20 439 | -66 558 | -105 752 | -383 060 | -207 720 | -354 845 | 265 743 | -57 471 | 595 023 | 635 384 | 646 312 | 702 259 | 378 929 | 937 017 | 1 247 874 |
Дальнейшее направление развития финансового рынка России нашло отражение в стратегии его развития до 2020 года. До 2020 года необходимо решить следующие задачи:
повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
формирование благоприятного налогового климата для его участников;
совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
Ключевыми принципами повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания международного финансового центра являются:
эффективное ценообразование за счет высокой концентрации спроса и предложения, высокой ликвидности рынков, высокой степени информационной прозрачности рынков и их участников;
снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, прежде всего, в отношении инновационных наукоемких предприятий;
простота доступа, минимум регистрационных и разрешительных процедур для инвесторов и финансовых институтов, намеренных осуществлять операции на российском фондовом рынке, равный доступ всех категорий участников рынка к инфраструктуре и торгуемым активам;
наличие правовых и организационных условий для расширения круга финансовых инструментов, которые могут разрабатываться и предлагаться участниками рынка для обращения;
быстрота и дешевизна совершения операций за счет использования современных технологий торговли при одновременном обеспечении высокой надежности их исполнения;
конкурентоспособность системы налогообложения по сравнению с иностранными юрисдикциями.
Развитие российского финансового рынка и создание в России международного финансового центра потребует реализации следующих мер:
формирование законодательства, регулирующего:
инфраструктуру финансовых рынков (изменение законодательства о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о центральном депозитарии);
корпоративное управление и защиту прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности российского рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний);
повышение привлекательности операций на российском финансовом рынке для российских и иностранных участников рынка с учетом задачи создания международного финансового центра за счет:
создания надежной, высокотехнологичной и капитализированной инфраструктуры организованной торговли;
обеспечения простоты доступа российских и иностранных участников к организованным торгам;
расширения круга активов для инвестирования (включая иностранные);
введения конкурентоспособного режима налогообложения операций на российском финансовом рынке;
обеспечения эффективной защиты прав собственности;
развития бизнес-среды и улучшения инвестиционного климата (совершенствование транспортной инфраструктуры, создания дружественной для иностранных граждан среды обитания в России, совершенствование правил визового и миграционного учета, правил получения разрешения на работу в России для иностранных граждан, совершенствования паспортного и таможенного контроля, развитие программ подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для финансового рынка);
принятия единых норм, стандартов и процедур обеспечения прозрачности финансовых операций на основе международных стандартов с целью противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Для эффективного и динамичного экономического роста необходимо повысить мобильность капиталов в экономике, обеспечить опережающий рост финансовых рынков по сравнению с другими отраслями путем:
облегчения привлечения средств банками, повышения эффективности взаимодействия банков с заемщиками, развития конкуренции в банковской системе, включая:
облегчение эмиссии акций и облигаций;
оптимизацию процедур слияний и поглощений;
введение безотзывных вкладов;
расширение инструментов рефинансирования банков со стороны Банка России;
развития страхового рынка, включая:
стимулирование граждан и хозяйствующих субъектов к страхованию на случай стихийных бедствий и иных природных катаклизмов путем четкого определения границ государственной помощи при наступлении таких событий;
обеспечение ответственности личности, бизнеса и государства за вред, который может быть причинен в результате осуществления деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, путем развития страхования ответственности хозяйствующих субъектов на случай причинения вреда третьим лицам;
создание законодательного механизма определения размеров вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, путем введения единого стандарта оценки расходов, необходимых для восстановления здоровья пострадавшего лица, его личной, социальной и общественной реабилитации в случае инвалидности либо компенсации расходов лицам, которые лишаются средств к существованию в результате смерти кормильца;
создание условий, стимулирующих граждан и работодателей к накопительному страхованию жизни через страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, повышение надежности соответствующих финансовых институтов, расширение информированности населения и бизнеса о данных видах страхования;
совершенствования регулирования и управления рисками на финансовых рынках, включая:
совершенствование системы надзора, введение надзора на консолидированной основе за финансовыми холдингами;
обеспечение раскрытия информации о реальных собственниках и аффилированных лицах кредитных организаций и небанковских финансовых институтов;
обеспечение имущественной и административной ответственности реальных собственников за действия, приведшие к банкротству финансовых институтов;
развитие системы компенсационных фондов для вкладчиков и инвесторов;
повышение стандартов прозрачности деятельности финансовых институтов, повышение требований к раскрытию информации;
развитие системы кредитных рейтингов, повышение роли рейтинговых агентств;
развитие регулирования и саморегулирования участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, страховых компаний, оценщиков и актуариев1.
Таблица 3
Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации1
Показатель | На 01.01.2008 г. | На 2020 г. |
Капитализация публичных компаний, трлн рублей | 32,3 | 170 |
Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, % | 97,8 | 104 |
Биржевая торговля акциями, трлн рублей | 31,4 | 240 |
Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, % | 95,1 | 146 |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн рублей | 1,2 | 19 |
Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, % | 3,6 | 12 |
Активы инвестиционных фондов, трлн. рублей | 0,8 | 17 |
Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн рублей | 0,6 | 12 |
Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, % | 4,2 | 18 |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн рублей | 0,7 | 3 |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн человек | 0,8 | 20 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % | – | 12 |
Важную роль в развитии финансового рынка играет Банк России. В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2011‑2013 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;
участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей осуществление деятельности по организации биржевой торговли и клиринговой деятельности;
определение подходов к регулированию деятельности центральных контрагентов как системно значимых элементов инфраструктуры для повышения эффективности управления рисками по сделкам, совершаемым с участием центрального контрагента, в целях поддержания финансовой стабильности;
участие в совершенствовании законодательства, регламентирующего депозитарную деятельность, в части создания в России института центрального депозитария;
участие в работе по совершенствованию законодательства в части определения статуса счета в драгоценных металлах, необходимого для создания благоприятных условий осуществления операций с банковскими инструментами с использованием обезличенных металлических счетов; изменение нормативной базы, регулирующей порядок лицензирования и проведения кредитными организациями операций с драгоценными металлами;
совершенствование нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке, в том числе анализ правоприменительной практики и участие в подготовке документации, определяющей стандартные условия совершения сделок РЕПО;
взаимодействие с международными организациями с целью повышения их информированности о функционировании российского рынка РЕПО, в том числе о возможности применения механизма ликвидационного неттинга в отношении операций РЕПО;
продолжение работы по внедрению сервисов для участников рынка, касающихся управления обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее РЕПО), в целях оптимизации использования обеспечения, упрощения проведения операций РЕПО и расширения спектра операций, проводимых участниками;
продолжение работы по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;
содействие развитию денежного рынка через совершенствование механизмов управления процентным риском с использованием индикаторов рыночных процентных ставок;
создание совместно с Минфином России механизмов проведения операций на фондовой бирже с использованием инструментов денежного рынка1.
Организация финансов участников финансового рынка
Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. При этом перераспределение может происходить путем непосредственной передачи финансовых ресурсов от инвестора заемщику, если совпадают требования заемщиков и кредиторов к сумме, срокам, доходности и уровню риска этой операции. В случае несовпадения интересов их несоответствие устраняется финансовыми посредниками, которые могут привлекать финансовые ресурсы нескольких инвесторов для удовлетворения потребностей заемщика или диверсифицировать вложения отдельного инвестора. Финансовые посредники2предоставляют своим клиентам широкий набор финансовых инструментов и услуг, снижают уровень риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом.
Финансовые посредники активно осуществляют деятельность по аккумулированию денежных средств инвесторов, преимущественно мелких, с целью последующего инвестирования в ценные бумаги и иные финансовые инструменты для получения дохода. По сравнению с прямым инвестированием финансовые посредники обеспечивают инвесторам профессиональное управление денежными средствами, диверсификацию вложений и снижение рисков инвестирования, снижение издержек управления, ликвидность и защищенность вложений3. Основной задачей инвестиционных фондов, а также других профессиональных участников рынка ценных бумаг4является привлечение и объединение средств физических и юридических лиц с последующим их инвестированием в ценные бумаги, другое имущество, управление инвестициями, а также обслуживание процессов. Они аккумулируют в своих руках значительные объемы финансовых ресурсов, ценных бумаг, их деятельность при этом зависит от рыночной конъюнктуры и соответственно является рискованной, а целью функционирования, как у любой коммерческой организации, остается получение прибыли (дохода). Поэтому государство предъявляет к таким организациям дополнительные требования, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность, а также устойчивость как финансовой системы страны в целом, так и ее составных частей. В этой связи организация и функционирование инвестиционных фондов, прочих профессиональных участников рынка ценных бумаг характеризуются по сравнению с другими коммерческими организациями рядом специфических черт, таких как: • законодательное ограничение состава акционеров (учредителей, участников) организации; • государственное лицензирование и регулирование деятельности;
• запрет на осуществление иных, кроме операций на финансовом рынке, видов предпринимательской деятельности. Высокий уровень государственной регламентации деятельности инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг дополняется нормативными ограничениями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, в первую очередь для инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды в РФ в соответствии с действующим законодательством создаются для привлечения денежных средств или другого имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления. Они представляют собой находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления1. Таким образом, инвестиционные фонды в России могут образовываться в форме акционерных или паевых инвестиционных фондов.
Акционерный инвестиционный фонд образуется только в виде открытого акционерного общества, при этом действующие нормативно-правовые акты накладывают ряд ограничений на организацию его финансов, а именно: • инвестирование денежных ресурсов, другого имущества только в ценные бумаги и другие объекты, указанные в инвестиционной декларации фонда;2 • государственное регулирование размера собственных средств акционерного инвестиционного фонда, состава и структуры его активов; • передача инвестиционных резервов фонда3 в доверительное управление управляющей компании; • ограничение права размещения ценных бумаг обыкновенными именными акциями по открытой подписке. Акции фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата акций при их размещении не допускается1. Такие требования обусловлены, с одной стороны, спецификой деятельности фондов как финансовых посредников, с другой - их ролью в обеспечении стабильности финансового рынка, отдельных субъектов хозяйствования. Источником финансовых ресурсов для фондов в процессе их функционирования являются доходы, полученные от управляющей компании по договору доверительного управления активами фонда. Объем финансовых ресурсов фонда определяется как внешними (рыночная конъюнктура, темпы инфляции, государственная политика, профессионализм работников управляющей компании и т.п.), так и внутренними (инвестиционная декларация, размер вознаграждения управляющей компании, расходы на содержание органов управления фондом) факторами.
В этой связи для защиты интересов акционеров имущество акционерного инвестиционного фонда делится на предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы) и для обеспечения деятельности его органов. Деление осуществляется в пропорции, зафиксированной в уставе фонда. Расходы на содержание органов управления фондом покрываются за счет имущества и денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности органов фонда в соответствии с уставом. Расходы на управление активами фонда покрываются за счет имущества фонда, находящегося в доверительном управлении.
Размер вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, ведущему реестр владельцев инвестиционных паев, оценщику и аудитору законодательно регламентируется государством и не может превышать 10% среднегодовой стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда. Вознаграждение выплачивается либо за счет имущества фонда, либо за счет доходов от управления акционерным инвестиционным фондом.
Прибыль фонда после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды распределяется в соответствии с уставными документами фонда. Акционерные инвестиционные фонды обязаны выкупать акции у акционеров в случаях, предусмотренных федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об инвестиционных фондах». Таким образом, доходы инвесторов фонда формируются в порядке, аналогичном общему порядку, установленному для владельцев обыкновенных акций.
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного инвесторами2 в доверительное управление управляющей компании. Фонд выступает как одна из форм коллективного инвестирования, при этом инвестор становится собственником инвестиционного пая — ценной бумаги, выдаваемой управляющей компанией. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанный с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, а также имеет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
Источниками доходов инвесторов паевого инвестиционного фонда являются дивиденды, проценты, прирост курсовой стоимости ценных бумаг, составляющих его портфель. Доходы инвесторов формируются путем погашения принадлежащих им инвестиционных паев управляющей компанией в порядке, предусмотренном правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Порядок выплаты вознаграждения управляющей компании и возмещения расходов, связанных с доверительным управлением, аналогичен установленному для управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов.
Доходы профессиональных участников рынка ценных бумаг формируются за счет предоставления услуг юридическим и физическим лицам на рынке ценных бумаг. Кроме того, организации, осуществляющие дилерскую, брокерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами имеют право осуществлять операции на финансовом рынке за счет собственных финансовых ресурсов и получать доход от такой деятельности. Доходы от операций на финансовом рынке являются для профессиональных участников рынка ценных бумаг основным источником формирования прибыли.
В процессе своей деятельности, формирования и использования прибыли профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны соблюдать устанавливаемые Федеральной службой по финансовым рынкам нормативы достаточности собственных средств для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую, брокерскую, клиринговую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, по организации торговли на рынке ценных бумаг1. Собственные средства при этом рассчитываются исходя из размера уставного, добавочного, резервного капиталов, фонда социальной сферы, нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного периода,2 т.е. на объем собственных средств основное влияние оказывает объем и структура финансовых ресурсов профессионально участника рынка ценных бумаг. Соблюдение значений норматива достаточности собственных средств позволяет обеспечить финансовую устойчивость самих профессиональных участников рынка ценных бумаг, гарантировать сохранность средств инвесторов и защиту их прав.
Кроме того, государственное финансовое регулирование деятельности инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг направлено на решение таких макро экономических задач, как развитие финансового рынка страны создание эффективных механизмов инвестирования ресурсов для субъектов хозяйствования и граждан3.
Контрольные вопросы
Что является экономической основой функционирования финансов?
Какие элементы включаются в финансовую систему страны?
Какова цель финансовой политики? С помощью каких инструментов она достигается?
Что подразумевается под управлением финансами и какова его цель?
Насколько эффективно в России осуществляется государственный финансовый контроль?
Как классифицируется финансовый контроль по субъектам контроля и по времени проведения?
Каковы цель функционирования и структура финансового рынка?
Каковы направления развития финансового рынка России?
Перечислите особенности организации финансов страховых организаций.
Что можно отнести к особенностям финансов инвестиционных фондов?
Назовите специфические признаки финансов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Какие можно выделить факторы, обусловливающие особенности организации финансов страховых организаций?
Тест
1.Экономической основой (обязательным условием) функционирования финансов являются:
а) стоимость;
б) деньги;
в) финансовые фонды;
г) капитал.
2.Сущность финансов как экономической категории в соответствии с распределительной концепцией финансов раскрывается в функциях:
а) аккумулирующей и воспроизводственной;
б) распределительной и контрольной;
в) производственной и эмиссионной;
г) рисковой и накопительной.
3.Различают следующие типы финансовой политики:
а) распределительная, воспроизводственная, предупредительная;
б) контрольная, аккумулирующая, эмиссионная;
в) количественная, металлистическая, капиталотворческая;
г) классическая, регулирующая, планово-директивная.
4.Финансовая система – это:
а) совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технологической базы, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями труда;
б) совокупность форм и методов организации финансовых отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования денежных средств;
в) формы и методы кредитования;
г) отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов.
5.Финансовая политика государства делится на финансовую стратегию и финансовую тактику по следующему признаку:
а) субъекты финансовых отношений;
б) разделение полномочий между органами власти;
в) ответственность за проведение финансовой политики;
г) длительность периода и характер решаемых задач.
6.Объектом государственного финансового контроля является:
а) денежная масса;
б) государственный долг;
в) целевое использование бюджетных средств;
г) все вышеперечисленное.
7.Финансовый рынок представляет собой:
а) экономические отношения, возникающие по поводу аренды имущества;
б) форму организации движения денежных средств в экономике;
в) отношения, связанные с формированием резервного фонда предприятий;
г) совокупность мероприятий в области организации обязательного социального страхования.
- Финансы
- Содержание
- Тема 1. Основы финансовых отношений
- Тема 7. Финансы коммерческих организаций
- Тема 8. Финансы некоммерческих организаций
- Тема 9. Страхование
- 1) Знать:
- Тема 1. Основы финансовых отношений
- 1.1.Сущность и функции финансов, их необходимость и роль в экономике.
- 1.2.Финансовая система, ее элементы
- 1.3.Финансовая политика государства, ее особенности в современных российских условиях. Финансовый механизм
- 1.4.Управления финансами. Органы управления финансами в рф, их полномочия
- 1.5.Понятие финансового контроля, его виды, формы и методы проведения. Органы государственного финансового контроля, направления совершенствования их деятельности.
- 1.6.Финансовый рынок: понятие, назначение и роль в экономике, пути развития. Организация финансов участников финансового рынка
- Тема 2. Финансовое планирование и регулирование
- 2.1. Понятие и особенности финансового планирования и прогнозирования
- 2.2.Этапы и методы финансового планирования, характеристика финансовых планов