logo search
ГОССЫ 6-19 ФМ

19.Краткосрочная бюджетная поддержка

Бюджетные кредиты предоставляются за счет средств бюджетов различных уровней(федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и целевыхвнебюджетных фондов, а также за счет средств отраслевых и межотраслевых фондов,как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиции в форме капитальныхвложений. Субъектами бюджетного кредитования могут быть какгосударственные, так и негосударственные предприятия и организации. Способамиобеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут бытьтолько:

-банковскиегарантии, поручительства;

-залог имущества,в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100процентов предоставляемого кредита, причем, обеспечение исполнения обязательствдолжно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетногокредита является проведение предварительной проверки финансового состоянияполучателя бюджетного кредита финансовым органом. Бюджетный кредит может бытьпредоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченнойзадолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетнымсредствам. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетногокредита в любое время действия кредита, а также проводят проверку целевогоиспользования бюджетного кредита.

Формы и механизмы предоставления краткосрочной финансовой поддержки из бюджетов

Форма

Механизмы

Прямые трансферты

Бюджетный кредит

Перечисление средств в распоряжение предприятия-заемщика на его счет

Субсидирование процентов

Возмещение части процентных платежей по банк-му кредиту

Внебалансовые обязательства бюджетов

Бюджетные гарантии

гарантии

Скрытые трансферты

Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов

Кредитование путем временного уменьшения обязательств перед бюджетом

Налоговые кредиты

Вынужденное нал-е кредитование

Просроченная задолженность предприятий перед бюджетом по уплате налогов

Государственная краткосрочная кредитная поддержкапредприятий и организаций в течение последних десяти лет в РФ осуществлялась вследующих формах

Краткосрочная бюджетнаяподдержка предоставляется предприятиям из бюджета на возвратной и возмезднойоснове. Особо контролируется возвратность средств - возврат предоставленныхюридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование имиприравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежаустановлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российскимюридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставкирефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации,действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению.Бюджетная финансоваяпомощь предоставляется предприятиям на льготных условиях, что делает ееособенно привлекательной, бюджетные и налоговые кредиты предоставляются, какправило, под проценты ниже ставки рефинансирования (в зависимости от видакредита и субъекта кредитования от 1/4 до 3/4 ставки рефинансирования).В процессе предоставлениякраткосрочной финансовой поддержки из бюджета банки могут выступать как в ролигарантов, так и агентов-посредников, выполняющих чисто технические функции, атакже в роли непосредственных кредиторов (в случае субсидирований процентныхставок). Наибольшие риски банки несут, предоставляя банковские гарантии подбюджетные кредиты, наименьшие – при выполнении агентских функций. Большое значение для усиленияконтроля за использованием бюджетных средств имеет переход на казначейскуюсистему исполнения бюджетов. Роль банков и их риски соответственно повышаются,когда государство предоставляет бюджетную поддержку предприятиям путемвозмещения разницы в процентных ставках, здесь решение о предоставлении кредитапринимает банк-кредитор, а разница в процентных ставках возмещается из бюджетатолько при фактическом предоставлении банком кредита.Отличительная черта краткосрочной бюджетнойподдержки – дифференцированный подход к предприятиям-претендентам при еераспределении, последствия применения которого могут оцениваться неоднозначно.С одной стороны, оказывая финансовую поддержку, государство учитываетсоциальную значимость предприятия, поддерживает уровень занятости. С другойстороны, таким образом может ослабляться механизм конкуренции, создаваться ситуация,когда «на плаву» искусственно поддерживаются неэффективные предприятия,которые в противном случае должны покинуть рынок. Бюджетная помощь можетсоздать тепличные условия для предприятия и тогда появляется серьезный стимулзаняться вместо «поиска прибыли» «поиском ренты» - государственных льгот ипривилегий.