8. Управление запасами
Очень часто сотрудники отдела продаж, стремясь удовлетворить все потребности покупателей и увеличить выручку компании, наращивают запасы, значительно превышающие реальные потребности бизнеса. Такие действия могут привести к резкому снижению его ликвидности и даже банкротств. Не допустить этого – первоочередная задача финансового директора, который должен выяснить:
– сможет ли компания удовлетворить все требования покупателей быстро и в необходимом объеме и не содержатся ли на складе товары, немедленная доставка которых покупателям не нужна;
– какая часть средств вложена в «мертвые» и излишние запасы;
– какой объем запасов позволит снизить издержки хранения и существенно не повлияет на выручку компании;
– повысит ли расширение ассортимента рентабельность компании;
– как минимизировать затраты на хранение и прочие эксплуатационные расходы.
Управление запасами составляет наиболее важную сферу логистического менеджмента фирмы с точки зрения как трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, иммобилизируя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами достигают 40% и более общих логистических издержек. Роль запасов в логистике столь велика, что на Западе ее часто определяют как «менеджмент запасов, находящихся в покое или движении».
Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах производства и обращения продукции. В терминологическом словаре по логистике материальные запасы (inventory) определены как находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного.
Эффективное управление запасами основывается на трех основных принципах:
1) запасы сырья и материалов с высокой себестоимостью должны быть минимальны;
2) страховых запасов должно быть достаточно для выполнения оперативных заказов ключевых клиентов. Можно рекомендовать ограничить число ключевых клиентов, например, десятью;
3) создание излишних запасов оправданно, если есть уверенность, что они будут востребованы и рост цен на них позволит компенсировать стоимость кредитных ресурсов.
Таким образом, финансовый директор должен настоять на том, чтобы классификация товара проводилась не только по стоимости проданного товара, но и по количеству заказов. Полезно будет составить отчет, в котором в порядке убывания в соответствии со стоимостью текущих запасов следует перечислить товары, по которым мало заказов, за последние 12 месяцев.
Рассмотрим методику нормирования оборотных активов на примере запасов материалов. Норматив запасов материалов характеризует максимально допустимую стоимость запасов, находящихся на складе, в любой момент нормируемого периода. На предприятии нормируются запасы по видам производств (направлений) и номенклатуре выпускаемой продукции. Регламентированный отчетный период на предприятии составляет один месяц. Значение норматива определяется исходя из потребности в материалах для выполнения ежемесячных планов производства с учетом среднего времени поставки. Расчет норматива по запасам материалов на конец месяца выполняется по следующей формуле:
Запасы материалов = П ? М ? (Тcтр + Ттек) / 30,
где П – планируемый объем производства продукции в данном месяце (шт.); М – материалоемкость нормируемого направления деятельности (определяется на основании технологических регламентов); Тстр – период хранения страхового запаса (вероятное время просрочки поставок) (дн.); Ттек – время поставки сырья и материалов по договору с поставщиком (дн.).
Нужно отметить, что до момента начала внедрения системы управления оборотными активами статистики о сроках выполнения поставок и периодах просрочки не существовало. Поэтому период хранения страхового запаса и время поставки определялись на основании экспертных оценок специалистов службы материально-технического снабжения.
В большинстве случаев эта информация достаточно точная. У предприятия сформировались постоянный круг поставщиков и стандартные условия поставок.
Реорганизация службы финансового менеджмента с целью оптимизации оборотных средств компании. Финансовая экономическая служба занимает особое место в организационной структуре компании и играет особую роль в ее системе управления. Она является, с одной стороны, исполнителем одного из основных бизнес-процессов – процесса проведения расчетов с контрагентами, а с другой – оператором одновременно двух важнейших подсистем управления: подсистемы планирования финансово-хозяйственной деятельности и подсистемы управленческого и бухгалтерского учета.
К важнейшим направлениям совершенствования финансовой работы на предприятиях относятся:
– системный и постоянный финансовый анализ их деятельности;
– организация оборотных средств в соответствии с существующими требованиями с целью оптимизации финансового состояния;
– внедрение управленческого учета и на этой основе оптимизация затрат предприятия путем деления их на переменные и постоянные и анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
– оптимизация распределения прибыли и выбор наиболее эффективной дивидендной политики;
– более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
– использование лизинговых отношений для развития производства;
– оптимизация структуры имущества и источников его формирования с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса;
– внедрение современной системы управления денежными потоками;
– разработка и реализация стратегической финансовой политики предприятия.
В составе ФЭС организационно выделяют три структурные единицы:
1) исполнитель процесса «Расчеты»;
2) оператор подсистемы планирования финансово-хозяйственной деятельности;
3) главный бухгалтер.
- 6. Управление денежными потоками
- 7. Управление оборотным капиталом
- 8. Управление запасами
- 9. Моделирование размера оптимальной партии заказа
- 10. Управление дебиторской задолженностью
- 11. Политика ускорения расчетов
- 12. Управление денежными средствами и их эквивалентам
- 13. Определение оптимального остатка денежных средств. Модели оптимизации величины денежных средств.
- 14. Разработка плана поступления и расходования денежных средств.
- 15.Политика краткосрочного финансирования оборотных средств.
- 16.Краткосрочные финансовые вложения и страховые резервы
- 17. Краткосрочный банковский кредит
- 18.Налоговая политика предприятия
- 19.Краткосрочная бюджетная поддержка