Финансовая устойчивость предприятия. Леверидж
Рычаг (леверидж) — это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата. Существуют три вида рычага:
-
операционный;
-
финансовый;
-
сопряженный.
Операционный (производственный) рычаг (ОР) — это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации.
(Валовая маржа — разность между выручкой от реализации и переменными затратами.)
Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема реализации на 1%.
Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.
Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, т.е. риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага, т.е. чем больше доля постоянных затрат, тем больше предпринимательский риск.
Финансовый рычаг — это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения соотношения заемных и собственных средств. Эффект финансового рычага характеризует степень финансового риска, т.е. вероятность потери прибыли и снижения рентабельности в связи с чрезмерными объемами заемного капитала.
Для финансовой устойчивости предприятия важно:
-
найти оптимальное соотношение между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции;
-
выбрать рациональную структуру капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств.
- Принципы и этапы разработки финансовой стратегии
- 1. Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия
- 4. Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия
- Финансовая стратегия предприятия
- Факторы внешней среды:
- Типы стратегических планов
- 2. По направленности развития стратегия фирмы может быть: технологической и продуктовой.
- Бюджет предприятия
- Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности.
- Финансовая устойчивость предприятия. Леверидж