logo search
Курсовая работа по макроэкономике 1 / Курсовая работа по макроэкономике 1

2.1. Денежно-кредитная система стран с переходной экономикой

Процесс трансформации в переходных экономиках предусматривает создание денежно-кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночной экономики, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда.

Важным направлением формирования национальной рыночной экономики в странах СНГ стало создание самостоятельных денежных систем. Национальные валюты введены в России – 1992 г., в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Туркменистане – 1993 г.; в Азербайджане, Узбекистане – 1994 г., в Грузии, Таджикистане – 1995 г., в Украине – 1996 г.

Неотъемлемой частью кредитной системы в странах СНГ являются коммерческие банки. В условиях снижения объемов прямого государственного финансирования они признаны решать вопросы кредитования экономики. Финансовый кризис очень ограничивает их возможности.

Чтобы обеспечить эффективность распределения ресурсов в рыночной экономике, нужны механизмы определения реальной стоимости капитала и перераспределения капиталов между сферами экономики. Формирование таких механизмов предусматривает развитие финансовых рынков. Во многих странах важным результатом мобилизации финансовых ресурсов являются фондовые биржи. Масштаб их деятельности определяется процессами приватизации в странах.

Перед денежно-кредитной системой стран Центральной и Восточной Европы в условиях перехода к рынку встала задача рыночных реформ – это создание эффективной системы кредитно-денежного регулирования, которая дает возможность ускорить решение проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, стабилизации уровня жизни населения.

В рыночной экономике финансовый сектор находится в центре мобилизации и распределения ресурсов, ценообразования и оценки риска.

Современная денежно-кредитная система Китая сформировалась в период развития экономики на основании административно-командной модели с характерной централизацией финансовых ресурсов государства и их директивным распределением соответственно плану. Финансовая система страны была с неразвитым финансовым механизмом и зависела от государственных финансов.

В Южной части Китая начался процесс реформирования кредитной системы. Задачи реформирования:

Центральный банк страны стал вводить методы регулирования денежной массы, в частности – операций на открытом рынке. Выпустил банковские активы на сумму 20 млрд. юани, они предназначались для небанковских кредитных учреждений, для помощи районам выравнивания денежного дисбаланса.

С 1986 г. создаются денежные рынки среднесрочных и краткосрочных займов (коротких денег). Постепенно вводится плавающий курс процентных ставок.

В 1985 г. НБК создает первый в стране центр валютного обмена и регулирования (Меньгжене). Его деятельность строго регламентировалась – обменные курсы не могли превышать установленных госграниц – продавцы и покупатели не могли контактировать между собой. В 90-х годах сложилось 40 таких центров и 60 пунктов по распределению валюты. Сейчас они открыты по всей стране.

В 1993 г. внедряется система первичной продажи госзаймов, что позволило Минфину прекратить заимствование у народного банка Китая и этим покрывать дефицит бюджета.

Политика открытости китайской экономики позволила привлечь иностранный капитал, в 1995 г. было зарегистрировано свыше 100 банков с иностранным участием.

В 1993 г. расширились масштабы операций на рынке акций. Сначала только резидентам КНР разрешалось эмитировать и торговать акциями предприятий (акции типа А), а затем выпущены специальные акции (типа В) для продажи иностранным инвесторам. Акции были выпущены в юани, но продавались только за валюту и имели оборот лишь в Китае. Такой предупредительный механизм должен был сделать невозможным манипулирование иностранными инвесторами китайским фондовым рынком [3, с.80].

За последние годы фондовый рынок Китая приобрел определенный вес в экономических процессах.

Темпы преобразования финансовой сферы Китая не так масштабны, но результаты устойчивы. Вышеуказанный механизм позволил во время финансового кризиса не препятствовать его неуязвимости к спекулятивным комбинациям на валютном и фондовом рынках азиатских стран.