logo search
544 УМП Налоговые системы зарубежных стран-2010

Тема 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой. Типология налоговой политики

1. Общие принципы функционирования налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования.

3. Типология налоговой политики зарубежных стран. Существующие модели налоговых систем.

1. Общие принципы функционирования налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой

Основные принципы (постулаты) функционирования и построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, закреплены на законодательном уровне. Чёткое следование указанным принципам помогло добиться развитым странам высокой организации и эффективного функционирования национальных налоговых систем.

Обозначим характерные для стран с развитой рыночной экономикой принципы функционирования и построения налоговых систем.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, то есть путём перераспределения доходов обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов бюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, налоговая система должна органично связываться и с принципом социальной справедливости.

В-четвёртых, при формировании налоговой системы большое влияние должны оказывать требования организационной и расчётной лёгкости в определении налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, то есть отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями: в федеративных государствах – между тремя уровнями – федеральным, региональным и местным; в унитарных государствах – между общегосударственным и местным уровнями.

Как известно, налоговую систему любой страны можно охарактеризовать, используя набор типовых показателей. Среди известных экономических показателей в налоговых системах развитых стран наиболее часто применяются два основных – налоговое бремя и соотношение прямых и косвенных налогов.

Доля всех налогов в ВНП (налоговое бремя) в странах с развитой рыночной экономикой достигает заметной величины – от 30 до 40%. Средняя ставка суммарного налогового бремени в странах-участницах ЕС составила 41,5% от суммы ВНП. Самым высоким показатель оказался в Швеции (51,4%), Дании (49,8%), Бельгии (48,1%), Франции (45,7%) и Финляндии (45,1%), самым низким – в Литве (28,7%), Латвии (29,1%), Словакии (30,9%), Ирландии (31,2%), и Эстонии (33,4%). В среднем по всем странам ОЭСР налоговое бремя составляет 36,3% ВВП. На первом месте по уровню налогового бремени находятся Швеция, Дания и Бельгия. Замыкают рейтинг Мексика, Южная Корея и США, где налоговое бремя составляет 18,5%, 24,6% и 25,4% соответственно (источник: http://www.taxationinfonews.ru).

Наибольшую долю в общем объёме налоговых поступлений в преобладающем числе стран занимают налоги центрального уровня. Например, в США указанная доля составляет 18 – 20%, в Японии – 12 – 13%, в Германии – 28%, во Франции – 38%, в Великобритании – 33%, в Италии – 33 – 37%, в Канаде – 17 – 18%, в Австралии – 23 – 24%, в Швеции – 33 – 37%. При этом отмечается относительная стабильность налогового бремени (в том числе, и на центральном уровне) в развитых странах. Аналогичная средняя доля налогов центрального уровня, исчисленная для развивающихся стран, заметно ниже (для африканских стран – 17,7%, для стран Ближнего Востока – 14%, для стран Азии, не входящих в ОЭСР,  14%, для стран Латинской Америки (без Мексики) – 17%).

Соотношение прямых и косвенных налогов. И в прошлом, и в современный период в развитых странах прослеживается чёткая взаимосвязь между распределением всех налогов на прямые и косвенные и степенью экономического развития и соответственно уровнем жизни населения этих стран. Чем ниже уровень развития экономики страны и жизненный уровень населения, тем большую долю в общем объёме налогов занимают косвенные налоги. И наоборот, чем выше уровень развития экономики и жизненный уровень населения, тем больше доля прямых налогов.

Налоговые системы развитых стран по данному показателю характеризуются сходством основных прямых и косвенных налогов. Примерно 95% всех налоговых поступлений приходится на 10 основных налогов, хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков. Так, по примерным оценкам, доля косвенных налогов в общем объёме налоговых доходов в развитых странах составляет от 30 до 40%, тогда как в развивающихся – 60 – 70%.

2. Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования

Основной тенденцией функционирования налоговых систем развитых стран на сегодняшний день является их унификация. Унификация налоговых систем как одно из направлений налоговой глобализации происходит в рамках общей системы глобализации мировой экономики. Унификация налоговых систем проявляется в гармонизации национальных налоговых систем развитых стран и их налоговой политики. Единый подход к определению различных элементов налогообложения позволяет бороться с недобросовестной налоговой конкуренцией, выступает как эффективное средство обеспечения свободного движения капиталов и научно-технического сотрудничества. Проблемы налогообложения отдельно взятой страны начинают рассматриваться во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества.

Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования включает в себя следующие основные направления:

- унификация косвенного налогообложения. Наиболее яркий пример – страны ЕС, где начало работы по унификации налогового законодательства положила VI Директива ЕС. В странах ЕС с 1993 г. применяется новая система налогообложения добавленной стоимости, согласно которой на уровне ЕС устанавливается нормальная минимальная ставка по НДС в размере 15% и льготная ставка в размере 0%;

- унификация прямого налогообложения (происходит путём заключения различных соглашений об избежании двойного налогообложения);

- гармонизация основ налоговых систем (происходит путём принятия мирового Налогового кодекса1 и других аналогичных документов);

- разработка систем международной налоговой классификации (система налоговой классификации организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговая классификация МВФ, классификация системы национальных счетов (СНС), классификация европейской системы экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС));

- создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения (международная налоговая ассоциация (ИФА));

- совместная борьба с отмыванием преступных доходов (предполагает эффективное сотрудничество между национальными финансовыми властями).

3. Типология налоговой политики зарубежных стран. Существующие модели налоговых систем

В развитых странах роль налоговой политики в формировании и распределении доходов как предпринимательства, так и населения, чрезвычайно высока.

В 80 – 90-е гг. в ведущих развитых странах произошли принципиальные изменения теоретических и практических основ налоговой политики, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на экономическое развитие этих стран.

Рассмотрим типологию налоговой политики. В зависимости от характера налоговой политики государства выделяют три её типа.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять всё, что можно». Государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы, расширяет перечень налогов. Как правило, такой тип налоговой политики проводится во времена экономических кризисов или в период военных действий. Результатом такой политики может стать так называемая «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Второй тип – политика «разумных налогов» (политика экономического развития). Государство ослабляет налоговый пресс, в первую очередь для предпринимательства и одновременно сокращает расходы, как правило, на социальные программы. Такой тип налоговой политики способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения. Такой тип налоговой политики характерен в периоды экономического роста и позволяет установить высокий уровень налогообложения, который в конечном итоге сопровождается выполнением всех социальных программ.

По мнению А.В. Брызгалина, при сильной экономике все указанные типы налоговой политики могут успешно сочетаться.

Рассмотрим существующие модели налоговых систем.

При формировании налоговых систем в их основу могут закладываться различные параметры. Например, уровень налогообложения (налоговое бремя), количество и состав налогов, приоритетный метод обложения (прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок), и т. д.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения как важнейший показатель во многом определяет налоговую систему той или иной страны. По данному показателю в зависимости от того, какова структура прямых и косвенных налогов в общем объёме налоговых доходов, выделяют четыре основных модели налоговых систем. Они получили название англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной моделей.

Англосаксонская модель налогообложения существует в таких государствах, как Австралия, Великобритания, Канада и США. В её основе лежит подоходное налогообложение, т. е. взимание прямых налогов с физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика.

Евроконтинентальная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели налоговых систем существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше собираются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного налогосборочного аппарата (Боливия, Чили, Перу).

Смешанная модель налогообложения, сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, налоговые системы которых не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступлений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Однако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа от взимания обычных налогов и взяли за основу льготную (оффшорную) модель налогообложения (Андорра, Гибралтар, Монако, Панама, Бермудские и Сейшельские острова, Ямайка, Коста-Рика, Малайзия, Филиппины, Уругвай и другие страны – смотри Приложение А).