logo search
Дипломная работа

3.1. Основные проблемы проведения проверок

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Значение выездных налоговых проверок в осуществлении налогового контроля достаточно велико. Поскольку выездные налоговые проверки - это один из наиболее эффективных видов налогового контроля, который в полном объеме позволяет определить размер неуплаченного налога и/или сбора, соответственно, установить, размер нанесенного ущерба и вынести решение о взыскании штрафов и пеней. Но, к сожалению, при осуществлении налоговых мероприятий, в частности, ВНП перед налоговыми органами возникает множество проблем.

Наиболее значительными проблемами являются те, которые связаны с несовершенством законодательства в области налогов и сборов, трудность его понимания. Для организаций основная трудность состоит в правильности исчисления налога. Подобную трудность «часто» или «почти всегда» испытывают 24% организаций-респондентов. У малых предприятий такие затруднения встречаются реже в силу широко использования специальных режимов налогообложения. Распределение трудностей с исчислением налога по всем временным группам налогоплательщиков – «новичкам» (стаж взаимодействия с налоговой службой до 1 года) и «ветеранам» (опыт работы 10, 15 лет и более) примерно равномерное. Хотя, казалось бы, опыт должен помогать правильно рассчитывать налоги.

Своевременность уплаты налога представляет сложность для каждой десятой организации: у 10,1% «часто» или «почти всегда» возникают спорные вопросы, связанные со сроками внесения в бюджет налогов.

С 1 января 2007 г. изменился порядок проведения налоговых проверок. Соответствующие поправки в НК РФ были внесены Федеральным законом от 27.07.06 №137-ФЗ. Законодателю действительно удалось устранить большинство неточностей, имевших место в прежней редакции, но к сожалению, не все.

В п.2 ст.89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган принимает решение о проведении налоговой проверки и, соответственно, проверяет налогоплательщика. Ранее этот вопрос вызвал большое количество споров, которые неоднократно решались и судами. Одни утверждали, что ни НК РФ, ни иные федеральные законы не наделяют налоговые органы по месту учета налогоплательщика исключительным правом проведения выездной проверки (см., например, постановление ФАС Московского округа от 03.02.06 по делу № КА-А40/1140-03). По мнению других судов, налоговый контроль проводиться посредствам налоговых проверок должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции, и как следует из содержания п.1 ст.83 НК РФ – по месту учета налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15.06.06 г. по делу № Ф09-2341/04 АК). Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция по месту нахождения организации.

Устранена возможность разночтения еще по одному вопросу. Ранее возникали споры относительно того, какой именно налоговый орган должен проверять филиал (представительство) налогоплательщика: тот, на учете в котором стоит головной офис, или тот, на учете в котором стоит филиал (представительство). Арбитражная практика указывала, что все зависит от объема контрольных функций проверяющих, то есть если филиал зарегистрирован по месту нахождения недвижимого имущества, то налог на имущество может проверять орган, в котором этот филиал встал на учет, а например, НДС – только инспекция, в которой состоит на учете налогоплательщик. Подобное решение отражено в постановлении ФАС Уральского округа от 15.06.06 по делу № Ф09 – 2341/04АК.

Несмотря на то, что в п. 2 ст. 89 НК РФ законодатель употребил термин «обособленное подразделение» дальнейший анализ норм этой статьи НК РФ показывает, что этот термин использован законодателем для сокращения. Таким образом, самостоятельно могут быть проверены только филиалы и представительства налогоплательщика. Иные обособленные подразделения могут быть проверены только в ходе проверки самого налогоплательщика. Следует отметить, что самостоятельную проверку филиала или представительства (в независимости от статуса налогоплательщика – крупнейших или нет) может проводиться только налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Однако утверждать, что эта проблема окончательно решена нельзя, поскольку каких – либо последствий в случае, если налогоплательщика проверил не тот налоговый орган, НК РФ прямо не предусматривает.

Прежняя редакция ст. 89 НК РФ порождала споры относительно того, что считать датой начала выездной проверки. Ранее ФАС РФ считал, что из содержания ст. 89 НК РФ видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия Решения о ее проведении. Поэтому в данном вопросе определяющим признавался год, в котором фактически проводилась проверка (постановление ВАС РФ от 07.10.05 г. № 2203/03). Но по прошествии двух лет позиция ВАС РФ трансформировалась: в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.10.06 г. № 538/05 было указано, что датой начала проведения проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) Решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении ВНП. Из новой редакции п. 8 ст. 89 НК РФ следует, что датой начала ВНП является дата вынесения Решения налогового органа о проведении ВНП. Таким образом, получается, что проверка начинается еще до того, как о ней узнает налогоплательщик.

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено Решение о проведении проверки. Такой порядок определения проверяемого периода позволяет налоговым органам фактически удлинять на один год охват налоговых проверок. Например, налоговый орган выносит решение о проведении ВНП 29.12.2009 г. Это значит, что имеет право проверить 2008 – 2006 гг. Но фактически проверка начнется в 2010 году, когда 2006 год уже выйдет из рамки трехлетнего периода.

Так же, необходимо заметить, что с начала 2007 года ст. 6.1 НК РФ действует в новой редакции. Изменения состоят в том, что сроки исчисляемые в днях, теперь считаются в рабочих днях, а не календарных, если не указано иное.

Итак, до 1 января 2007 года в срок проведения проверки включалось время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанный срок не засчитывались периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых документов.

Таким образом, течение срока проверки до 1 января 2007 г. начиналось с момента представления налогоплательщиком документов для проверки, т. е. с того момента, когда проверка могла реально начаться. Если налоговая инспекция после вынесения решения о назначении проверки не могла найти налогоплательщика либо налогоплательщик после ознакомления с решением не представлял необходимые документы, то проверка фактически не начиналась, и срок, отведенный на ее проведение, «сдвигался».

В то же время отсутствие регламентированного порядка учета «времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика» давало налоговым органам достаточно широкие возможности для манипулирования сроками и вело к затягиванию выездных проверок, что приводило к ущемлению прав налогоплательщиков.

С 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» срок проведения выездной налоговой проверки начал исчисляться со дня вынесения решения о назначении проверки (п.8 ст. 89 НК РФ).

Теперь, по моему мнению, серьезно ухудшилось положение налоговых органов. Итак, исчисление 2 – месячного срока на проведение выездной налоговой проверки начал исчисляться со дня вынесения решения. После вынесения решения о назначении проверки инспекция должна найти налогоплательщика и уведомить его о начале проверки. Только после этого может осуществляться выход налоговых инспекторов к налогоплательщику. Соответственно время выездной налоговой проверки уменьшается на время, потраченное на розыск и установление связи с налогоплательщиком; вручение ему решения о проведении проверки и требование о представление документов; ожидание истребованных у налогоплательщика документов (как минимум 10 дней со дня вручения соответствующего требования, п. 3 ст 93 НК РФ).

Таким образом, вместо 2 месяцев на выездную налоговую проверку практически остается не больше 1,5 мес., и это при условии, что проверяемый налогоплательщик не пытается создать препятствия для проверяющих.

Конечно, в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение ВНП. Но очевидно, что ни в одном из этих случаев налоговая инспекция не может компенсировать потери времени для выездной налоговой проверки между датой регистрации решения о ее проведении и датой фактического начала проверки.

Сокращение фактического времени работы инспекторов на проверки в большей степени «играет на руку» незаконопослушным налогоплательщикам, которые намеренно затягивают представление документов, лишая налоговую инспекцию времени на их изучение и анализ. Потери бюджета в 2008 году, вызванные сокращением реального времени, отведенного на проведение ВНП, в результате проведения действие новой редакции п. 8 ст. 89 НК РФ составили 9,2 млрд руб., или более 2% от суммы доначисления по выездным налоговым проверкам 2011 года.

Конечно, Федеральный закон №137 – ФЗ был принят, прежде всего в целях правовой защиты интересов законопослушных налогоплательщиков. В то же время изменения начала отсчета течения срока проверки со дня представления налогоплательщиком документов, необходимых для проверки, на день вынесения решения о назначении проверки можно оценить как ошибочное.

До недавнего времени одной из наиболее острых проблем в организации выездных налоговых проверок оставался выбор объектов проверки. Качественный отбор налогоплательщиков – залог успешной выездной налоговой проверки. Принятая 30.05.2007 года Концепция системы планирования выездных налоговых проверок во многом решила эту проблему, но дальнейшая ее модернизация необходима, в связи с тем, что в налоговое законодательство систематически вносятся изменения.

Ещё одна проблема, которая стоит перед налоговыми инспекторами при проведении выездной проверки – это сложность контроля финансовых потоков налогоплательщика, в частности минимизация налогов при «обналичке». В последнее время в связи с усилением контроля за банками источниками наличности все чаще становятся торговые сети, а так же электронные платежные терминалы. Спрос на наличные деньги в теневой экономике стимулирует к сокращению реальных объемов наличной выручки в легальной экономике и соответственно сокращает налоговую базу.

Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

Сфера малого бизнеса относится к числу тех сфер предпринимательской деятельности, которые наименее поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить столь глобального всеобъемлющего характера.

Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет характеризуется тем, что их большая часть приходится на относительно небольшое количество организаций, являющихся крупными налогоплательщиками. Вместе с этим такое положение отнюдь не приуменьшает важность проблемы налогового контроля в отношении малых предприятий:

Как показывает анализ, именно предприятия сферы малого предпринимательства наиболее подвержены налоговым правонарушениям, неоприходование денежной выручки, уклонение от сдачи налоговой отчетности, в том числе в таких формах, как не постановка на учет в налоговых органах, фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие. В связи с этим усиление налогового контроля за этой сферой деятельности будет способствовать обеспечению дополнительного притока налоговых поступлений в бюджет, в том числе со стороны крупнейших налогоплательщиков, так как некоторые из них применяют сложные схемы ухода от налогообложения посредством создания подставных фирм – малых предприятий, через которые посредством механизма манипулирования ценами и иных схем уводятся из-под налогообложения многие миллиарды рублей налогооблагаемой прибыли.

При проведении выездной проверке в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может быть проведен допрос свидетеля. Ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность свидетеля за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний в виде штрафа в размере трех тысяч рублей. Между тем, значение свидетельских показаний в налоговом процессе может быть весьма ощутимым с точки зрения и материальных последствий, и вида ответственности. Ложными показаниями либо уклонением от дачи показаний можно скрыть преступление либо, наоборот, подвести человека к уголовному делу. Во втором случае дело переходит в сферу уголовно-процессуальных отношений, а здесь, как известно, действует уже уголовная ответственность за дачу ложных показаний. Такая трансформация вполне возможна, и это надо знать тем, кто оказывается в положении свидетелей в налоговом процессе. Поэтому размер санкции за рассматриваемое налоговое правонарушение следует менять в сторону увеличения. Но целесообразно установить его не в категоричной форме, а в виде максимально возможного размера штрафа.

Еще одна проблема, на которой следует остановиться, связана с дисциплиной исполнения запросов на проведение встречных проверок.

С одной стороны, понятно, что исполнение запросов на проведение встречных проверок порой отнимает значительное время и отвлекает от выполнения собственных контрольных функций. В Регламенте встречных проверок установлены основания для направления запросов о проведении встречной проверки в налоговый орган по месту учета контрагента. Вместе с тем руководители налоговых органов, не исполняющие или исполняющие с опозданием запросы своих коллег из других налоговых органов привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Эффективность выездных проверок во многом зависит от субъектов человеческого фактора:

Данная проблема требует постоянного совершенства системы подготовки и переподготовки кадров, в первую очередь, работников отдела выездных проверок, составляющих гвардию налоговой службы.

Таким образом, система организации выездных проверок, как и любая другая экономическая система в соответствии с законами диалектики требует развития и совершенствования, приведения в соответствие с уровнем развития рыночных отношений.

3.2. Предложения по совершенствованию организации выездной налоговой проверки

Одной из главных задач налоговых органов в России сегодня является повышение эффективности контрольной работы, которая, в свою очередь, характеризуется: уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

В результате проделанной работы можно выделить следующие направления по совершенствованию налогового контроля:

  1. совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

  2. создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, дающей возможность выбрать оптимальное направление использования ограниченных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной эффективности налоговых проверок, при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

  3. перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента какого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют контролировать выполнение обязательств предприятиями по акту предыдущей проверки, а так же достоверность текущего учета.

  4. с целью упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов следует создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

  5. в соответствующих статьях НК РФ следует закрепить, что если объем истребуемых налоговым органом документов превышает 1000 листов, лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, вправе просить налоговый орган увеличить срок предоставления таких документов до 30 дней.

  6. необходимо продолжать проведение налоговыми органами совместных проверок с правоохранительными органами (таможенными органами, органами внутренних дел). Результативность таких проверок очень высока и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

  7. из практики деятельности налоговых органов видна необходимость усиления мер юридической ответственности за особо опасные общественные налоговые правонарушения в случае неоднократного выявления выездной налоговой проверкой грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного и неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

  8. в целях повышения эффективности налогового контроля необходимо снизить процент безрезультативных проверок до нуля (без учета обязательных проверок ликвидируемых организаций, результативность которых заведомо низкая). Для этого руководители налоговых органов должны анализ причин каждой бузрезультативной проверки. А причины могут быть такие: необоснованный отбор объекта для проверки; плохо проведенный предпроверочный анализ, не выявивший перспективных направлений для проверки; некачественное проведение самой проверки. В свою очередь причины некачественного проведения проверки также известны: либо низкая квалификация проверяющего, либо его «неформальные» отношения с налогоплательщиком. В любом случае к лицам, персонально ответственным за проведение безрезультативной проверки и, следовательно, непроизводительную потерю рабочего времени, должны применяться меры воздействия, в том числе дисциплинарные.

  9. повышение качества подготовки кадров для налоговой службы. Сегодня повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой, уделяется особое внимание - это связано с неоднократным изменением структуры налоговых инспекций (что способствовало текучести кадров), а также постоянным совершенствованием налогового законодательства. Повышение квалификации кадров постановлено на качественно новую основу: осуществлен переход от периодических семинаров и циклов лекций к широкомасштабной систематизированной постоянной переподготовке налоговых инспекторов, включая их стажировку в налоговых органах развитых западных государств. Сегодня наряду с организацией обучения в высших учебных заведениях в системе ФНС России в ряде регионов функционируют учебные центры, которые ведут работу по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Работа с кадрами совершенствуется, однако ей нужна централизованная государственная основа. Таким образом начинать следует с лицеев и школ, где подрастают и воспитываются не только будущие налоговые инспекторы, но главное — будущие налогоплательщики. Таким образом, стране требуется разветвленная система колледжей, вузов, институтов повышения квалификации, имеющих специальность «налогообложение».

Важным направлением совершенствования подготовки кадров для налоговых служб является устранение проблемы некорректного, порой переходящего в грубость, общения между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами при проведении выездных проверок - в этой связи предлагаем создать в Управлениях ФНС субъектов РФ Отделы этикета, главной задачей которых был бы контроль за соблюдением правил этикета сотрудниками налоговых органов (Управления и нижестоящих налоговых инспекций). Также рекомендуем ввести систему наказаний за непозволительно грубое обращение с налогоплательщиками.

10) также в целях совершенствования налогового контроля и снижения количества налоговых правонарушений и преступлений необходимо проведение следующих мероприятий:

Анализ результативности проведенных проверок и объемов доначислений позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, необходимо увеличить число комплексных проверок (за 2012 год их проведено меньше на 4,9% по сравнению с 2011 годом), как имеющих наибольшую результативность. Во-вторых, при планировании выездных налоговых проверок особое внимание должно быть уделено организациям, осуществляющим деятельность в сфере перевозок, строительстве и торговле, так как именно у них наблюдается самый большой процент выявленных нарушений.

Практика показала, что целесообразно закреплять крупнейших и основных налогоплательщиков за наиболее квалифицированными работниками. Это способствует повышению эффективности контроля за налогоплательщиками.

Для современной России сейчас важно создать такой налоговый механизм, который будет максимально приближен к классическим принципам налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей.

Предложенные в ходе исследования выводы требуют изучения, доработки и утверждения в форме нормативных законодательных актов. Их реализация на практике позволит существенно увеличить результативность выездных проверок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования сущности, содержания и роли выездной налоговой проверки в системе налогового контроля установлено, что выездная проверка - одна из самых эффективных видов налогового контроля, которая наряду с глубиной и многофакторностью анализа хозяйственной деятельности проверяемого лица имеет и существенный психологический эффект, влияющий на повышение налоговой дисциплины среди налогоплательщиков. Именно по результатам такой проверки в бюджет поступают значительные суммы дополнительных поступлений.

ВНП в общем виде определена как контрольное действие налогового органа в отношении налогоплательщика, в результате которого решается вопрос о соблюдении или несоблюдении налогоплательщиком положений налогового законодательства при уплате налогов и сборов.

Таким образом, основной задачей выездной налоговой проверке является проверка первичных и бухгалтерских документов у налогоплательщика.

Порядок организации и проведения ВНП четко регламентирован НК РФ и нормативно-правовыми актами ФНС. Законодательная база по ВНП является многообразной и имеет иерархическую структуру. Основными этапами проверки являются:

Планирование – обязательное условие системы организации выездных налоговых проверок, которое дает преимущество и налогоплательщику и налоговому органу. А разработанная ФНС России Концепция планирования выездных налоговых проверок определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Сотрудник отдела ВНП проводит проверку первичных документов, запрашиваемых у налогоплательщика в установленном порядке. надлежащим образом.

В ходе ВНП налоговый орган имеет право использовать полный перечень предусматриваемых НК РФ мероприятий налогового контроля: истребование документов; выемка документов и предметов; осмотр помещений и предметов; инвентаризация имущества; допрос свидетелей; проведение экспертизы; привлечение специалистов; привлечение переводчиков, которые позволяют обеспечить полноту и достоверность ее результатов.

Завершающим этапом выездной проверки является оформление ее результатов, которое заключается в составлении акта проверки и вручения его налогоплательщику. Строгое соблюдение налоговым органом установленных НК РФ требований по оформлению акта ВНП позволяет в последствии (например, в случае судебных споров) успешно доказать лигетивность вынесенного решения и обоснованность выводов о выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений.

Результаты ВНП являются основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной законодательством налоговой и административной ответственности. В дальнейшем налоговый орган обеспечивает мобилизацию доначисленных в результате ВНП сумм налогов и применяемых штрафных санкций.

Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области является территориальным налоговым органом, осуществляющая налоговое администрирование на территории Железнодорожного и Советского округов г. Рязани. Организация и проведение выездных налоговых проверок осуществляется Отделом выездных налоговых проверок, в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

Отдел в Инспекции успешно решает задачи налогового контроля, что подтверждается ростом результативности выездных проверок.

Несмотря на тенденцию увеличения числа налогоплательщиков, количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом отмечается рост результативных проверок. В процентном соотношении значительно увеличилось число проверок с выявлением нарушений. Значительный рост результативных проверок отмечен в 2011 году.

В анализируемом периоде наблюдается положительная тенденция роста выявления налоговых правонарушений и дополнительных начислений по ним. Но, не смотря, на общую положительно складывающуюся ситуацию имеет место не полное осуществление возможностей в силу существования различных проблем возникающих при проведении контрольных мероприятий.

Наиболее значительными проблемами являются те, которые связаны с несовершенством законодательства в области налогов и сборов, трудностью его понимания, уклонением от уплаты налогов, низкая материальная обеспеченность сотрудников контролирующих органов и многое другое.

До недавнего времени одной из наиболее острых проблем в организации выездных налоговых проверок оставался выбор объектов проверки. Качественный отбор налогоплательщиков – залог успешной выездной налоговой проверки. Принятая 30.05.2007 года Концепция системы планирования выездных налоговых проверок во многом решила эту проблему, но дальнейшая ее модернизация необходима, в связи с тем, что в налоговое законодательство систематически вносятся изменения.

Ещё одна проблема, которая стоит перед налоговыми инспекторами при проведении выездной проверки – это сложность контроля финансовых потоков налогоплательщика, в частности минимизация налогов при «обналичке».

Сложности возникают при контрольной работе малого бизнеса. Как показывает анализ, именно предприятия сферы малого предпринимательства наиболее подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка на учет в налоговых органах, уклонение от сдачи налоговой отчетности, неоприходование денежной выручки, фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие.

Еще одна проблема, на которой следует остановиться, связана с дисциплиной исполнения запросов на проведение встречных проверок. Для решения данной проблемы предлагается ввести новый Отдел, который будет осуществлять все функции, связанные с проведением встречных проверок.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налоговых проверок.

В целях совершенствования налогового контроля и повышения эффективности контрольных мероприятий необходимо осуществление следующих мер:

Практика показала, что целесообразно закреплять крупнейших и основных налогоплательщиков за наиболее квалифицированными работниками. Это способствует повышению эффективности контроля за налогоплательщиками.

Предлагаемый перечень путей совершенствования, не является исчерпывающим, и требует последовательного уточнения и расширения в соответствии с развитием рыночных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): (с изменениями на 6 декабря 2011 года)

  3. Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

  4. Инструкцией ФНС России от 10.04.2000г. №60 «О порядке составления акта ​выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях ​законодательства о налогах и сборах»

  5. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая. Разделы I-VII. Главы 1-20. – М.: Экзамен, 2010. – 485 с.

  6. Комментарий последних изменений к НК РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 295 с.

Научная и учебная литература:

7. Адамов Д.К.// Порядок проведения налоговых проверок //Финансы, 2011.

8. АстафьевА.В.// Налоговые проверки // Налоговый вестник, 2011.

9.Афанасьева Л.В.// Камеральные проверки как элемент текущего налогового контроля // Арбитражная налоговая практика. 2010. – № 12.

10. Горинова И.В.// О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2010. №12

11. Григорьев А.Г.// Методика проведение налоговых проверок // Налоговый вестник,2011.

12. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. //Основы налогообложения и налогового законодательства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010 (серия «Краткий курс»).

13. Еремина С.А.// Осуществление контрольной работы. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уплаты налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налог. вестн. - 2010.-N 13.-С.56-61..

14. Викторова Н.Г., Харченко Г.П. Налоговое право. – СПб.: Питер, 2010. – (Серия «Краткий курс»).

15. Глухов В.В., Дольде И.В., Некрасова Т.П.// Налоги. Теория и практика, - Спб, 2011.

16. Горкунов И. В.//Организация и проведение налоговых проверок// Налоговый вестник, 2011

17. Забарев А.В.// О новом Регламенте камеральных налоговых проверок// Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – № 23. – 2011.

18. Иванова И.Т., Вайс Е.Н. и.др.// Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- СПБ: Питер, 2011

19. Лозовой А.М., Челышева Э.А.// Налоги и налогообложение, Ростов н/Д: Феникс, 2010.

20. Мехова Т.Н.// советник налоговый службы РФ II ранга «Налоговые проверки - взгляд «изнутри»» // Журнал «Главная книга» , 2011

21. Николаева С., Мнацаканова Т. Гнездилова М.// Налоги и налогообложение.-М.: Финансы и статистика,2010

22. Терехина А.П.// Камеральные и выездные налоговые проверки //Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2010. – № 3.

23. Тимошенко В. А. //Налоговые проверки, 2010

24. Титова С.И.// Камеральная налоговая проверка// Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – № 9. – 2011 .

25. Тихомиров Б.Я.// Совершенствования налогового контроля // Налоговед, 2011.

26. Огудина И.// Камеральные и выездные налоговые проверки// Практический бухгалтерский учет. – № 4, 5. – 2010.

27. Пепеляев С.Г.// Налоговое право: учебное пособие, М,: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.

28. Персикова И.С.// Камеральная проверка: порядок проведения и последствия // Российский налоговый курьер. – 2011. – № 10.

29. Полтева А.М.// Правовые и организационные проблемы проведения налоговых проверок// Налоги. – 2010. – № 19.

30. Романова А.Н.// Организация и методы налоговых проверок:- Учебное пособие, 2010.

30. Спирина Л.В., Тимошенко В.А.// Налоговые проверки: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011

31. Тимошенко В.А., Спирина Л.В.// Проверки налоговых органов – практическое пособие. – М, Экзамен, 2010

32. Филина Ф.Н. //Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие, 2011

33. Холодный В.Н.// Камеральные налоговые проверки// Бизнес-адвокат – № 17. – 2010.

Ресурсы итернета:

34. www.consultant.ru.- Официальный правовой сайт КонсультантПлюс

35. www.erudition.ru – Российская электронная библиотека.

36. www.rbc.ru - сайт агентства РосБизнесКонсалтинг

37. http://www.referent.ru/1/146796 Налоговый Кодекс РФ, Электронная версия.

38. http://www.nalog.ru/ - сайт Федеральной налоговой службы.

39. http://www.saldo.ru - Официальный сайт газеты «Налоги»

40. www.akdi.ru – сайт агентства, специализирующегося в области налогообложения, бухгалтерского учета и права.

41. http://www.gazeta-unp.ru/unp.pl?page=news – Газета «Учет. Налоги. Право»

9