Оформление и реализация результатов выездной проверки
Завершающим этапом проведения выездной проверки является оформление и реализация ее результатов.
Согласно ст. 89 НК РФ сотрудник налогового органа, проводящий выездную налоговую проверку, в последний день ее проведения обязан составить справку о проведении проверки и вручить ее налогоплательщику.
В силу п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам ВНП должностные лица налогового органа, проводившие проверку, в обязательном порядке составляют акт в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.
Требования к составлению акта налоговой проверки утверждены также Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892. Так, акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Вводная часть – это общие сведения о проверки и проверяемом лице.
Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:
а) объективность и обоснованность;
б) полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах;
в) четкость, лаконичность и доступность изложения;
г) системность изложения.
Третья часть акта налоговой проверки – итоговая, здесь содержаться сведения об общих сумма выявленных нарушений, выводы по устранению выявленных нарушений, приводятся указания на количество листов приложения и право плательщика на предоставление возражений.
Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) в течение пяти дней с даты этого акта.
Лицо, получившее акт проверки, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, имеет возможность представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту. Проверяемое лицо вправе направить возражения как по акту в целом, так и по его отдельным положениям. В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ в ст. 100 НК РФ, с 1 января 2007 г. проверяемое лицо вправе представить по акту письменные возражения в течение 15 рабочих дней, следующих подряд.
С 1 января 2009 года согласно новой редакции п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
В силу пп.1 ст. 101 НК РФ акт проверки и материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа мог вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Тем самым дополнительные мероприятия налогового контроля проводились за пределами процедуры рассмотрения руководителем налогового органа акта проверки.
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в ст. 101 НК РФ и вступивших в силу с 1 января 2007 г., мероприятия дополнительного налогового контроля проводятся в рамках процедуры рассмотрения. Срок проведения указанных мероприятий впервые нормативно ограничен и составляет 1 месяц.
В редакции ст. 101 НК РФ, действующей с 1 января 2007 г., прямо указано на то, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может
проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НКРФ,
допрос свидетеля и проведение экспертизы.
На основании п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит либо решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения выносится при наличии налогового правонарушения и при отсутствии оснований освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренных НК РФ.
Форма Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждена приказом ФСН России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения данного решения проверяемому лицу. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
Согласно п. 13 ст. 101 НК РФ копия решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности вручаются налогоплательщику, в отношении которого вынесено указанное решение (либо его представителю) под расписку или передаются иным способом,
свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Возражения по акту о налоговом правонарушении лицо может представить в течение 10 рабочих дней со дня получения акта.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок его обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов. Это могут быть запрет
на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия
налогового органа, приостановление операций по счетам в банке.
Неисполнение требования по акту налогового органа в срок является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога:
-
Взыскания налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ). Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк налогоплательщика поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. Решение о взыскании, принятое после истечения двухмесячного срока с даты, установленной для исполнения требования, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Срок на бесспорное взыскание задолженности и санкций начинает течь с момента истечения времени, отведенного требованием на добровольную уплату налога. Упомянутый выше двухмесячный срок на принятие решения о бесспорном взыскании отсчитывается с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ (п. 24 Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 25). То есть если требование было направлено с опозданием, то период, в течение которого решение о взыскании может быть принято, сокращается и будет составлять уже не два месяца, а меньше на число дней просрочки направления требования.
Если решение о взыскании по истечении означенного срока так и не принято, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Этот срок является пресекательным, то есть по его истечении налоговый орган уже не может обратиться в суд с иском о взыскании задолженности (п. 1 ст. 115 НК РФ).
Если на счете нет достаточного остатка для удовлетворения требования, следует иметь в виду, что задолженность будет занесена на картотеку и будет
списываться в порядке очередности платежей, предусмотренной ст. 855 ГК РФ:
-
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
-
вторую очередь производится списание по исполнительным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
-
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
-
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
-
в пятую очередь производиться списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
-
в шестую очередь производиться списание по другим платежным
документам в порядке календарной очередности.
Таким образом, налоговые платежи в том числе, взыскиваемые по поручению налогового органа, перечисляются в четвертую очередь.
-
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика ИФНС может быть принято решение о взыскании налога (пеней, штрафа) за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).
Последовательность обращения взыскания на разные виды имущества приведены в п.5 статьи 47 НК РФ. Налогоплательщик должен погасить недоимку, уплатить пени и штраф в указанные в требовании сроки.
В противном случае, если в течении 2 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течении 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.3 ст. 32 НК РФ).
Уголовное дело может возбуждаться в данном случае по признакам преступления (ст. 199,199.2 УК РФ):
-
включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 1500000 руб.;
-
сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, в крупном размере (стоимость сокрытого имущества превышает 250000 руб.).
На основании вышеизложенного следует, что завершающим этапом выездной проверки является оформление ее результатов, которое заключается в составлении акта проверки и вручения его налогоплательщику. Строгое соблюдение налоговым органом установленных НК РФ требований по оформлению акта ВНП позволяет в последствии (например, в случае судебных споров) успешно доказать лигетивность вынесенного решения и обоснованность выводов о выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений.
Результаты ВНП являются основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной законодательством налоговой и административной ответственности. В дальнейшем налоговый орган обеспечивает мобилизацию доначисленных в результате ВНП сумм налогов и применяемых штрафных санкций.
3. Совершенствование процедуры проведения выездной налоговой проверки
- 1. Сущность и содержание налоговых проверок
- 1.1. Понятие налоговых проверок, место налоговых проверок в системе налогового контроля, их классификация
- 2. Организация и проведение выездных налоговых проверок налоговым органом
- 2.1. Организационно-экономическая характеристика межрайонной ифнс России №2 по Рязанской области
- 2.2. Организация и проведение выездных проверок
- Оформление и реализация результатов выездной проверки
- 3.1. Основные проблемы проведения проверок