logo search
Administrativka / Административка / экзамен админ / Администрация Красноярского Края

20.3. Административное право Франции

История административного права Франции насчитывает более 200 лет. Особые признаки административно-правового регулирования:

1) децентрализация управления;

2) наличие обособленных административных судов;

3) высокая правовая культура.

Объектом административно-правовых отношений являют­ся отношения, возникающие между субъектами частно-пред­принимательской деятельности и государственными учрежде­ниями. Административное право регулирует правовые отно­шения в сфере действия публичного права (отражающего волю большинства граждан), одним из обязательных субъектов пра­ва почти всегда является государственное учреждение. Госу­дарственные учреждение отделены от политики и судебной деятельности.

Особенностью управленческой деятельности во Франции является наличие особых административных судов, разреша­ющей споры государственной администрации с другими субъек­тами права. Объектом административно-правового регулиро­вания является деятельность учреждений и их должностных лиц, то есть управленческие отношения, а также статус госу­дарственных служащих.

Административные органы проводят в жизнь политичес­кие решения, принимаемые законодателем, и от результатов их деятельности зависит социально-экономическое и полити­ческое положение в стране. У нас же формально вроде бы так, но на практике политические решения законодательной влас­ти не только не проводятся исполнительной властью, а скорее

487

наоборот. Во Франции административно-правовые нормы иг­рают исключительно важную роль в системе права Франции. Принцип законности в административном праве, как считает французский ученый Г.Бребан, состоит из двух взаимосвязан­ных обязанностей: действовать в соответствии с законом и про­являть инициативу для обеспечения закона. Исполнительная власть связана с законом, и соблюдение ею законов контроли­руется как законодательной, так и судебной властями1. Каза­лось бы, формально и у нас акты есть управления, принимае­мые органами исполнительной власти на основании закона и во исполнение целей заложенных в законах, но реально дале­ко не так.

Источники административного права Франции: Консти­туция, законы, нормативные акты административных органов и решения судов, в основном, административных.

В настоящее время законодательная власть во Франции ос­лаблена и усилена роль Президента и Правительства Фран­ции. Однако там высокая правовая культура и такая ситуация в целом нормальная. При нашей же правовой культуре и пра­восознании такая ситуация грозит ухудшением администра­тивно-правового регулирования управленческих отношений. Основная же роль актов управления не только приниматься на основе законов, но что особо важно, работать на цели, зало­женные в законы, то есть, упорядочивая и стабилизируя уп­равленческие отношения. Без решения этой актуальной зада­чи не разрешить проблемы стабилизации экономики, тем бо­лее существенного ее оживления и роста. Во Франции законо­дательно предусмотрена децентрализация административной власти. В административном праве отсутствует даже кодекс. Административно-правовых актов больше, чем законов. Их из­дают президент, правительство, министерства, ведомства и ад­министрации органов МСУ, а также публичные юридические лица — государственные учреждения и их должностные лица.

Премьер-министр и министры образуют правительство — Совет министров Франции. Конституция Франции не разгра­ничивает четко полномочия президента и премьер-министра, что, к сожалению, мы у них взяли на вооружение, но резуль­таты значительно хуже из-за низкого уровня и не только пра­вовой культуры. Количество и полномочия министров не уста­навливается конституционным законом, а определяется пре­мьер-министром. Министр обладает высшей административ-

Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С.171

488

ной властью по предметам ведения с 1965 г. В кабинете мини­стра не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру (генеральные директора, директора, их заместители и т.д.).

Центральный аппарат министерства обычно не занимается повседневной оперативной деятельностью. Этим заняты мест­ные службы. Главная функция министерских советников — оказывать помощь министру в разработке политики и контро­ля за ее проведением. Представителями государства в департа­ментах являются префекты (Московский вариант — формаль­ная копия французского). Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и местными служ­бами. Префект издает нормативные и индивидуальные акты администрации в городах. Функции за пределами столицы осу­ществляют местные службы различных министерств.

Префекты и местные службы являются главным орудием политики территорий централизации государственной власти в унитарной Франции. У нас же администрации субъектов Российской Федерации проводят политику децентрализации, что является непосредственной работой полномочных предста­вителей Президента РФ в нашей стране по приведению регио­нального законодательства в соответствие с Конституцией РФ.

Государственная служба во Франции

Государственными служащими являются все государствен­ные служащие как представители публичных юридических лиц (законодательных, исполнительных и судебных) в столице и за ее пределами. Помимо государственной службы учреждена еще Законом 1984 г. публичная служба местных сообществ. Госу­дарственные служащие делятся на две большие категории:

1) гражданские служащие государственных администраций, а также местных сообществ и публичных учреждений; воен­нослужащие, работники судов и парламента.

Правовой статус 1-й категории служащих регулируется Общим уставом служащего государства и местных сообществ в четырех законах принятых в 1983-1986 г. г.

2) Специальные уставы полиции, ИТУ, авиадиспетчеров. Гражданская служба определяется четырьмя классами: А,

В.С.Д.

Класс «А» связан с выработкой управленческих установок в соответствии с проводимой политикой в стране.

Класс »В» реализует управленческие установки, принятые политиками.

489

Класс «С» включает специалистов и класс «Д» — вспомога­тельный технический персонал.

При поступлении на службу действует система отбора. Ог­раничение по службе: возраст 40—45 лет, гражданство и спо­собности. Конкурсные экзамены у кандидатов на службу при­нимает специальное Жюри. Решение Жюри можно обжало­вать в суде.

Как показывает анализ служебной деятельности во Фран­ции, аппарат ее функционирует достаточно профессионально. Снятие с должности служащего возможно только на основа­нии решения суда. То есть во Франции нет такой зависимости деятельности подчиненного от его непосредственного началь­ника, как это имеет место в нашей стране, тем более проходят ежегодные изменения организационной структуры ФОИВ, что дает неограниченную возможность руководителю комплекто­вать руководимое им подразделение удобными, но не профес­сионально подготовленными людьми.

Утвержденна 15 августа 2001 решением Президента РФ «Концепция реформирования системы государственной служ­бы РФ», в которой отражены эти слабые аспекты и в качестве цели-преамбулы сказано: «Построение демократического пра­вового федеративного государства требует создания адекват­ной системы органов государственной власти и соответствую­щей ей целостной системы государственной службы, обеспечи­вающей реализацию функций государства, повышение эффек­тивности экономики и развития гражданского общества».