logo
Administrativka / Административка / экзамен админ / Администрация Красноярского Края

20.2. Административное право Великобритании

Особенностью административного права Великобритании является то, что его до конца 18 века вообще не признавали.

Это, в основном, объяснялось спецификой системы управ­ления страной. Верховенство законодательной власти (парла­мента), разделение полномочий между администрацией и су­дами, ответственность министров и полное господство права. Англичане считают, что сфера деятельности министров - это принятие и осуществление только политических решений. Сфера же судебной деятельности наоборот — не политика, а только право. Министры в своей сфере и объеме полномочий представляют политику государства. Они отвечают за свои дей­ствия и действия своих подчиненных. В конце 18 века А. Дай-си сформулировал следующие требования к министрам:

1) недопущение злоупотреблений со стороны администра­ции своей властью;

2) подчинение всех законам и судам;

3) защита прав и свобод граждан судами (несмотря на то, что там нет конституции как единого документа и боль-

482

16-2

шая роль принадлежит обычаям или общественному праву.

Источниками административного права являются:

1)законы;

2)обычаи и судебные прецеденты.

Среди конституционных законов к источникам относятся: Закон (Акт) «О хабеас», «Корпус 1679 г.» и «Закон (Билль) о правах 1689 г.». Эти законы налагают на административную власть обязанность уважать и соблюдать права граждан на жизнь, свободу и собственность. К источникам также относят­ся и обычные законы:

1) 10 законов о МСУ, принятых в 1972 г. с изменениями и дополнениями в 1985 г.;

2) Закон об актах делегирования законодательства в 1946 г., устанавливающий порядок применения опубликованных административных нормативных актов, изданных по уполномочию Парламента;

3) Закон о Трибуналах и расследованиях, принятый в 1958 г., и замененный в 1971 г. общим законом;

4) Законы об исках к короне (1947 г.), где административ­ную ответственность за вред, нанесенный гражданам, несет федеральная казна.

По-прежнему большую роль в защите прав граждан имеют обычаи и судебные прецеденты.

Источниками административного права являются: прика­зы короны в Совете; циркуляры, инструкции, приказы и иные нормативные акты министерств и ведомств, а также акты ад­министраций органов МСУ.

Организация администрации

Формально власть принадлежит короне, возглавляющей весь административный аппарат страны.

Центральными административными органами помимо ко­роны является премьер-министр, кабинет, правительство, Тай­ный Совет, министерства и ведомства.

Премьер-министр является главным советником короны с 1721 г. Он занимает ключевое положение в системе исполни­тельной власти, потому что он является лидером партии боль­шинства в парламенте. Он сам назначает министров и возглав­ляет правительство, руководит кабинетом, министерствами и ведомствами. Решает вопросы о составе кабинета, числе мини­стерских постов, назначает главных руководителей мини-

16-

483

стерств, ведомств, высших судей, высшее командование воо­руженных сил и иных должностных лиц государства. (Поэто­му совершенно безграмотно в наших средствах массовой ин­формации председателя Правительства РФ называют Премьер-министром, так как полномочия Премьер-министра выше пол­номочий Президента страны). Кабинет, образованный в конце 17 века имеет в наше время 20 членов. Премьер-министр ру­ководит кабинетом в который входят: премьер-министр, лорд-канцлер (председатель палаты лордов), канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари (министры) внутренних дел, иностранных, обороны, промышленности, торговли и др. Созывает и ведет заседание кабинета Премьер-министр. Протокол на заседании обычно не ведется. Важные решения кабинета оформляются законопроектом и направля­ются в палату общин или в виде приказов короны в Тайный Совет. Другие решения для министров рекомендуются (см. 1, с. 65).

В отличие от правительства Тайный Совет при Короне (на­считывает около 300 членов) принимает управленческие ре­шения. В его состав входят все министры кабинета и другие министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы англий­ской церкви, почетные члены и приглашаются 3 советника правительства. На Тайном Совете решения оформляются в виде приказов короны в Совете, то есть принимаются нормативно-правовые акты и индивидуальные акты. Суды признают лишь приказы короны в Совете, которые не выходят за пределы ком­петенции королевской власти или за рамки законов, делегиру­ющих полномочия короне.

Министерства и ведомства чаще всего функционируют как публичные корпорации.

Особенность британской администрации: наличие терри­ториальных министерств: по делам Шотландии, Уэлса и Ир­ландии.

Министерства и ведомства Великобритании являются пуб­личными (то есть выражающими интересы большинства граж­дан государства) юридическими лицами, к ним могут быть предъявлены иски в судебном порядке. Управление в сфере народного хозяйства осуществляют министерства и публичные (тот же смысл отражения интересов большинства в организа­ции) корпорации. Частный сектор мягко регулируется норма­ми административного права.

Используется социальное (общественное) регулирование в сфере: 1) землепользования, 2) оказание денежной помощи фи-

484

16-4

зическим и юридическим лицам, 3) оказание нефинансовой помощи.

Кроме того, государство оказывает социальную денежную помощь в виде:

1) национального страхования;

2) возмещение вреда;

3) помощь бедным с 1975 г.;

4) помощь матерям, вдовам, безработным, больным, пенси­онерам по старости и др.

Особые изменения в процессе реформирования системы ор­ганов исполнительной власти в Великобритании происходят за последние 30 лет. До конца 20 века система органов испол­нительной власти состояла из двух подсистем министерств и государственных корпораций.

Несмотря на появления третьего звена в системе управле­ния в форме «регулирующих агентств», осуществляющих кон­троль за деятельностью государственных корпораций и состо­ящих наполовину из правительственных чиновников (осталь­ные представители научных кругов), численность государствен­ных служащих за последние 25 лет сократилась на 30% (5, с. 100), при этом управляемость системой улучшилась. Кабинет министров больше занимается вопросами внутренней и внеш­ней политики государства.

Коренное изменение системы государственного управления в Великобритании происходит в отношении ее составных частей: Шотландии, Северной Ирландии (Ольстер) и Уэлса. С 1997 г. исполнительная власть реформируется с передачей многих функций государственного управления этим составным частям. В настоящее время все составные части Великобритании име­ют свои законодательные органы и правительства. В части осу­ществления внешних государственных функций управления они по объему функций государственного управления превос­ходят Англию. Наибольших прав добилась Шотландия (5, с. 101). Региональные органы государственной власти с 2000 г. избираются муниципальными советами из числа муниципаль­ных активистов всех уровней. Сокращение муниципального аппарата органов МСУ (на 20% за последние 25 лет, в том числе сокращение советников — почти в двое). При всем этом качество управления государственного и муниципального уп­равления улучшается. Правительство субсидирует выборочно деятельность МСУ и контролирует их работу. Среди конт­рольных органов особое место занимает Инспекция ценности и качества муниципальной работы; Комиссия по вопросам ме-

485

стного самоуправления; инспекция жилищная, питьевой воды и др. (5, с. 103).

Основы современной гражданской службы в Великобрита­нии заложены в 1850—1870 гг.

Методом открытых конкурсных экзаменов формируется аппарат гражданской службы.

Основной принцип гражданской службы — отделение про­фессионализма в управлении от политики. У нас в России, наоборот, из средних политиков делают непрофессиональных управленцев. Администраторы в учреждениях несменяемые, кроме сменяемых политиков, которых насчитывается пример­но около 100 человек (это премьер-министр, министры, гос­секретари и др., то есть те, кто уходит с должности в случае ухода правительства в отставку).

Вопросы гражданской службы регулируются в основном не законами, а приказами короны в Совете, циркулярами мини­стерства финансов и других министерств, так как служба счи­тается прерогативой короны.

С 1987 г. Управление гражданской службой осуществляет­ся министерством финансов и Управлением министра граж­данской службы, которую с 1968 г. возглавляет Премьер-ми­нистр. Прием на службу осуществляется в форме открытого конкурса для всех желающих. Выбранный служащий осуще­ствляет свои функции пожизненно (до пенсионного возраста — 60 лет). Они называются служащими Комиссии гражданской службы. Оплата труда служащих установлена с учетом ставок оплаты в частных организациях и зависит от: категории, груп­пы, разряда, стажа, ценности и сложности труда и др.

Перемещение по службе и из министерств и групп затруд­нено, так как переквалификация стоит дорого и на практике неэффективна. У нас все наоборот. Так как бюджетные день­ги, как показывает практика частых изменений структуры ФОИВ, не жалеют. Обязательно государственное страхование служащих, однако необязательно делать взносы в пенсионный фонд, у нас только на это и делается ставка, так как за эти собранные деньги также никто не будет отвечать, как показа­ла практика.

Минимальная пенсия служащих с 10 летним стажем равна одной трети заработной платы.

Служащий может быть уволен администрацией досрочно, ее решение может быть обжаловано в Апелляционный Совет гражданской службы и в суд.

486

В Англии преобладает делегированное административное правотворчество. Парламент и суд строго следят за делегиро­ванными законодательными полномочиями администраций.

Административная юстиция существует в двух формах: 1) трибунал (административный неформальный суд) и 2) ми­нистерское расследование.

Контроль осуществляется Парламентом и судами над адми­нистрацией.

Обращаться в суд предоставлено каждому.

Суды принимают два решения:

• учреждение превышает свою власть.

• неправильно применяет правовую норму.