Государственные финансы – главное средство перераспределения ввп (внп).
Финансы – категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Финансовая система – совокупность финансовых отношений в стране.
Финансовая политика государства – политика государства по организации, использованию финансов для осуществления своих функций и задач.
Государственные финансы аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через гос. бюджет. В зависимости от административно-территориального устройства бюджеты бывают (см. таб 1). Между ними существуют сложные отношения, связанные с разделом источников доходов, перераспределением средств в масштабе страны.
Таблица 1
Государственный бюджет | Внебюджетные фонды |
- центральные | – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в гос. бюджет. Образуются за счет целевых налогов, займов, субсидий из бюджета. Эти средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Например, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости. |
- республиканские | |
- краевые | |
- областные | |
- местные (все, кроме центрального бюджета) | |
- др. бюджеты | |
|
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект государственного бюджета ежегодно принимается законодательным органом (государственная дума, муниципальное собрание). По окончании финансового года исполнительная власть отчитывается об исполнении государственного бюджета.
Государственный бюджет – это компромисс между основными группами носителей социально-экономических интересов в стране. Интересы этих групп могут быть представлены различными политическими партиями, следовательно, компромисс сопровождается политической борьбой.
Структура государственного бюджета (статьи)
Расходы | Доходы |
1. Затраты на социальные услуги (40-50 %). Здравоохранение, образование, социальные пособия. | 1. Налоги (75-85 %), включая акцизы2, таможенные пошлины, гербовый сбор. |
2. Затраты на хозяйственные нужды (10-20 %). Кап. Вложения в инфраструктуру, дотации гос. предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление спец. программ. | 2. Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли) (5-8 %) |
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10-20 %). Займы иностранным государствам, дипломатические службы. | 3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости (10-12%) |
4.Административно-управленческие расходы (5-10 %). Содержание правительственных органов, юстиции, налоговой полиции и пр. |
|
5. Платежи по государственному долгу (7-8 %). |
|
Расходы выполняют функции политического, социального, хозяйственного регулирования | Доходы являются источниками средств для выполнения функций регулирования |
- Тема: «Государственный бюджет» Государственные финансы – главное средство перераспределения ввп (внп).
- Проблема сбалансированности бюджета
- Проблема внешнего долга
- Тема12: “Государственный бюджет, налоги, система налогообложения”
- Государственные финансы – главное средство перераспределения ввп (внп).
- Проблема сбалансированности бюджета
- Проблема внешнего долга
- Налоги и налоговая система.
- Прямые и косвенные налоги имеют различное воздействие. Прямые налоги снижают доходы компаний, а косвенные перекладываются на потребителя и менее существенно влияют.
- 1. Влияние налогов на предпринимательскую активность и накопление капитала:
- 5. Налоги как фактор перераспределения национального дохода и стимулирования структурных изменений.
- 6. Воздействие налогов на цену и объем производства.